https://www.traditionrolex.com/8
<p>Приоткрыть тайны главной белорусской святыни согласился полоцкий экскурсовод и краевед Иван Иванович Калиновский<strong></strong></p>

Как сообщает «Знамя юности»:

Приоткрыть нам тайны главной белорусской святыни согласился полоцкий экскурсовод и краевед Иван Иванович Калиновский.

Ходит слух, что если спуститься в подвал Софийского собора и освободить застроенный кирпичом лаз, то перед вами откроется вид на старинный лабиринт, который еще длиннее и запутаннее минотавровского. Но для того чтобы выбраться из него целым и невредимым, благополучно минуя все тупики и ловушки, мало быть Тесеем, – нужно быть корнями связанным с этой землей и не бояться верить в чудо. И тогда через тысячу метров вы окажетесь в провалившемся под землю городе Багоцке, где, несмотря на внушительную глубину, дышится легко и свободно, где спрятаны несметные богатства и знаменитая библиотека Изяслава, пропавшая из собора много лет назад…

Конечно, эта легенда, которую когда-то записал и «олитературил» Вацлав Ластовский, больше похожа на сказку. Впрочем, тот факт, что под собором действительно есть сложные и разветвленные подземные ходы, историки не отрицают, и желание найти их по-прежнему будоражит умы полоцких мальчишек, которые, вооружившись фонариком и лопатой, каждое лето решительно отправляются на поиски.

Как и в деле с лабиринтами, на многие вопросы, связанные с главной белорусской святыней, историки не могут найти ответа до сих пор. Например, никто на сто процентов не знает, как выглядел этот собор, появившийся на берегу Двины с легкой руки Всеслава, в далеком XI веке. Известно лишь то, что был он семиглавым, достигал высоты панельной четырехэтажки и строился пять летних сезонов – в старину с приходом холодов все стройки прекращались, чтобы в дальнейшем здание не осело и не перекосилось. Сегодня от того храма тысячелетней давности остались только основание и две стены – западная и восточная. Тем, кто хочет увидеть настоящую кладку XI века, Иван Иванович советует мысленно отсчитать от фундамента 10 метров – все, что выше, было построено позже.

За десять веков храм пережил два серьезных пожара и несколько перестроек, он превращался из православной святыни в униатскую и обратно и успел побывать книгохранилищем и даже пороховым складом, из-за чего в 1710 году взлетел на воздух и еще долго стоял в руинах. Неслучайно отечественные литераторы нередко сравнивают историю собора с судьбой белорусского народа, который, несмотря на бесконечные переделы территорий и опустошительные войны, находил в себе силы начинать жизнь заново. Думаю, что именно его стоит считать главным символом нашей страны. Еще Короткевич писал: «Дзе мой край? Дзе Сафія плыве над зямлёю нібы карабель...»


https://www.traditionrolex.com/8