https://www.traditionrolex.com/8
<p>Все реконструкторы делятся на тех, кто истинно историей увлекается, и на тех, кто просто хочет надеть униформу, побахвалиться и сделать в ней шашлык</p>

Энтузиасты из клубного объединения «Честь мундира», которое с прошлого года выступает в качестве официального партнера «Беларусьфильма», завершили работу над несколькими интересными кинопроектами. Об этом и не только «Гомельскай праўдзе» рассказал руководитель «Чести мундира» Владимир Колот.

Из землянки на мороз

Это военно-историческое клубное объединение действует при Гомельском дворцово-парковом ансамбле. «Честь мундира» реконструирует военную униформу и технику. В него входят люди не только из Гомельской, но и Минской, Могилевской, Витебской, Брестской и Брянской областей. Среди них — студенты и преподаватели, бизнесмены и служащие, представители МЧС, МВД. Возраст участников клуба — от 18 до 56 лет. Как говорит Владимир Колот, вряд ли бы все они пересеклись в жизни, если бы не увлечение военной историей. Причем именно эту черту руководитель объединения считает отличительной для своих ребят.

Владимир Колот:
— Все реконструкторы делятся на тех, кто истинно историей увлекается, и на тех, кто просто хочет надеть униформу, побахвалиться и сделать в ней шашлык. Мы отдаем нашему делу практически все свое свободное время.

Члены клуба – люди разные и по профессии, и по возрасту, но все одинаково стойко переносят лишения и тяготы. Я это не ради красного словца говорю. Большинство реконструкций предполагает полевой лагерь.

В Октябрьском районе, например, мы реально жили в землянках в лесу. А недавно делали военно-историческую реконструкцию февраля 1944 года в Несвиже (как известно, именно этому городу Гомель передал статус культурной столицы Беларуси). Ну, а февраль нынешний вы помните, какой был. Температура ночью падала до минус 30, днем на пять градусов было теплее. Ребята два дня жили, так сказать, на свежем воздухе, да еще и за техникой умудрялись следить, чтобы все получилось.

И получилось одно из крупнейших подобных событий в стране, около сотни человек участников, приезжали люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева.

IMG_0001

Гомельские реконструкторы на параде в День Победы. 2011 год

Выстрелы не вхолостую

Организация одной реконструкции, от задумки до реализации, занимает около месяца после того, как найдутся деньги на ее проведение. Реконструкторы изучают местность, условия, пишут сценарий с учетом финансирования. Один выстрел, как пояснил Владимир Колот, обходится в доллар. 50 выстрелов из пулемета делается очень быстро. Поэтому главное — составить оптимальный вариант сценария, чтобы и деньги потратить рационально, и зрелище вышло эффектное. Реконструкций клубное объединение «Честь мундира» организовало немало. Самая масштабная из них — на границе Беларуси, России и Украины у монумента Дружбы в Добрушском районе в рамках фестиваля «Дружба-2009».

93420064

Апрель прошлого года. Во время реконструкции «Освобождение Одессы»

Сам Владимир по образованию экономист-менеджер. Первый комплект униформы собрал еще будучи студентом, в конце 90-х. Поначалу ездил участвовать в реконструкциях в Санкт-Петербург, там это движение было больше развито. Потом энтузиасты появились и в Беларуси. Сейчас центром военной реконструкции смело можно назвать Гомель. Если по массовости у клуба «Честь мундира» и есть конкуренты, то по материальной базе вряд ли. А недавно в клуб вошел и рыцарский коллектив — известные в Гомеле «Гридни Мстислава Глебовича».

 Владимир Колот:
— Многие ребята у нас имеют по два комплекта униформы, такого в Беларуси, в общем-то, по клубам больше и нет. Звонят: «Слушайте, нам нужны немцы» — едем немцами. «Нужны русские» — опять же не вопрос.

С рыцарством посмотрим что будет, для меня это достаточно новое направление. Тоже хотелось бы какой-то фестиваль организовать. Ребята из «Гридней» понравились тем, что развивают материальную базу, работают с археологами, даже кузница у них есть. Стараются восстановить вещи максимально достоверно — вот это правильный подход.

Вообще, я вам скажу, ни один реставратор не подходит так щепетильно к своей работе, как исторические реконструкторы. Дебаты идут даже вокруг одного крючка или оттенка ткани. Каждый комплект униформы проработан досконально. Поэтому ничего удивительного в том, что его стоимость начинается от тысячи долларов. Сейчас эта цифра звучит ужасающе, но комплекты собираются на протяжении нескольких лет, и очень многое делается своими руками. С техникой то же самое. Все покупается за личные деньги. Слава Богу, за счет гонораров от съемок в кино или каких-то премий за организацию это как-то компенсируется.

Это самая идеальная формула — когда хобби приносит финансовую пусть не прибыль, так хотя бы окупаемость.

«В тумане» да на «Сталинград»

Особняком в деятельности «Чести мундира» стоят съемки в кино. Фильмография представителей клуба впечатляет: почти три десятка фильмов как художественных, так и документальных. Среди них есть достаточно известные: «В июне 41-го», «Поп», «Днепровский рубеж», «Снайпер», «Брестская крепость», «Вольф Мессинг». В конце прошлого года завершили съемки в сериале «Охота на гауляйтера» (том самом, где в роли Елены Мазаник, подложившей бомбу в постель Вильгельма Кубе, выступает няня всея Украины Анастасия Заворотнюк).

54094493

Владимир Колот с Сергеем Безруковым на съемках фильма «В июне 41-го»

Участие в кинопроизводстве бывает разным. Это и непосредственно актерская игра в своем же обмундировании, и предоставление военной техники, и изготовление взрыв-макетов все той же техники, да и просто консультация. Вот, например, недавно консультировали съемочную группу очень ожидаемого фильма по повести Василя Быкова «В тумане», постановщиком которого выступает талантливый режиссер Сергей Лозница. Участвует в создании несколько стран: Россия, Германия, Нидерланды, Латвия и Беларусь. Первая игровая картина Лозницы с ходу попала в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. А недавно стало известно, что и фильм «В тумане» тоже покажут в рамках основного конкурса в Каннах. Приятно, что в нем есть гомельская лепта. А еще с одним проектом ребята из «Чести мундира» могут и сами мелькнуть на экранах кинотеатров самого престижного кинофестиваля мира.

Владимир Колот:
— Недавно мы отснялись в международном проекте «Туфельки». Он снимался при поддержке «Белвидеоцентра». Это 15-минутная авторская работа, ее планируется представить на Каннском кинофестивале. Достаточно интересное видение прошлого в том смысле, что снимаются только ноги. История начинается с красивых туфелек, купленных в модном магазине для красивой девушки. Потом эти туфельки переживают немало разных событий и в конце концов оказываются в концлагере. Смотрится картинка обалденно — по крайней мере те моменты, которые я видел. То есть случается участие в таких проектах, которые особо широко не анонсируются, но имеют достойный уровень.

Из ближайшего, наверное, продолжим съемки у Бондарчука. Мы участвовали в фильме «Сталинград», и с ним вопрос еще открыт, может быть, его даже будут в Беларуси доснимать. Это такой очень загадочный проект, средства туда вложены немалые, но и масштабы поражают. Вся техника из Голливуда, и даже операторы – американцы. Интересен подход к фильму. В московском кино обычно в массовку тянут всех кого ни попадя, да и кто туда особо пойдет за триста рублей в день? Здесь изначально все совершенно по-другому: были привлечены крупнейшие в СНГ клубы реконструкции, техника воссоздана настолько точно, что просто поражаешься.

Вообще фильмы без привлечения военно-исторических клубов узнать довольно легко, например, по сценам, в которых один человек бегает с одним автоматом весь фильм, находит в нужные моменты без дела стоящую пушку и может руками повалить трех противников, если что. А наша задача — достоверно восстановить картину событий. Именно это и есть историческая реконструкция.

Глубина

В планах клуба есть еще один интересный проект, тоже связанный с видеосъемками, но не имеющий отношения к кино. Они хотят пообщаться с солдатами Победы и зафиксировать монологи ветеранов на камеру.

Владимир Колот:
— Сейчас очень много интернет-порталов, где ветераны дают видеоинтервью о тех операциях и эпизодах, в которых принимали участие. Это важно для истории, я считаю. Потому что пересказывание чьих-то слов дважды-трижды потом подается как интерпретация свидетельских показаний, и в итоге мы уходим от истины. Конечно, каждый ветеран тоже может по-разному рассказать, но общая картина все равно видна.

Великая Отечественная действительно была народной войной. Люди свято верили в идеалы, прониклись и сплотились перед угрозой быть полностью порабощенными. Нам хотелось бы показать патриотизм народа. Про это скоро придется только в книжках читать, но пока мы еще можем найти живых свидетелей, тех, кто вынес это все на своих плечах, надо успеть посмотреть им в глаза — у них глаза с очень большой глубиной. Эти люди действительно были из стали.

41697978  

Ирина Чернобай

Фото: Вячеслава Суходольского и из архива Владимира Колота

https://www.traditionrolex.com/8