https://www.traditionrolex.com/8
<p>В минувшие выходные (с 27 по 29 апреля) в Минске состоялся традиционный «Дударскi фэст». Это одиннадцатый по счету фестиваль – не юбилейный. И, вероятно, поэтому прошел он тихо – из иностранных гостей прибыла только польская группа Tryzna (а на прошлогодний, десятый фэст, помимо поляков, приезжал еще немецкий коллектив Fidelius,  шведская команда Hedningarna и другие)</p>

В минувшие выходные (с 27 по 29 апреля) в Минске состоялся традиционный «Дударскi фэст». Это одиннадцатый по счету фестиваль – не юбилейный. И, вероятно, поэтому прошел он тихо – из иностранных гостей прибыла только польская группа Tryzna (а на прошлогодний, десятый фэст, помимо поляков, приезжал еще немецкий коллектив Fidelius,  шведская команда Hedningarna и другие).

И тем не менее нынешний  фестиваль не обманул своих почитателей – было много музыки, танцев, была волшебная атмосфера свободы и творчества, наконец, была прекрасная  погода с солнцем, теплым ветром и горьковато-сладким ароматом добравшейся наконец-то и до нас весны

День первый.  Дети с волынками и танцы со зрителями

Открыл фэст пятничный концерт в минском ДК ветеранов. Выступили группа Essa, дуэт Дениса Сухого и Стаса Чавуса, коллективы «Рарог» и  «Стары Ольса».

– Каждый год «Дударскi фэст» имеет свои особенности. Например, два года назад мы попробовали сочетать дуду (волынку. – Прим. ред.) и тяжелый рок. Получилось интересно. Особенно в этом преуспела группа LitvinTroll. Сейчас много экспериментов проводится с электронной музыкой. И на фэсте вы их увидите и услышите, – пообещал нам во время короткого интервью за кулисами Змитер Сосновский, лидер группы «Стары Ольса» и один из организаторов мероприятия.  

Изюминкой первого концертного дня стал ивенецкий коллектив «Рарог». Дело в том, что исполнителям всего по 12–15 лет. Но на сцене они, надо сказать, смотрятся очень достойно.

И, наконец, прекрасно разнообразили пятничную программу танцевальные коллективы «Яварына» и «Тутэйшыя», которые устроили танцы со зрителями в фойе дворца.

День второй. Дударская музыка на траве и споры о мистицизме

Второй день фестиваля прошел на хуторе Змитера Сосновского Шавловичи. На научную конференцию, которая намечена была на середину дня, гости начали съезжаться с утра.

9

Было по-летнему тепло, и молоденькая крапива как-то даже приятно щипала за босые пятки. Конференция все не начиналась – ждали опаздывающих докладчиков.

Сначала просто ходили по хутору туда-сюда-обратно, кто группками, а кто – по одному. Рассматривали старинные ретроавтомобили Змитера – «Москвич», которому далеко за 50, и новое приобретение, демонстрируемое хозяином хутора с особой гордостью, – немецкий грузовик времен Второй мировой войны. Конференции все не было.

11

Музыканты стали расчехлять свои инструменты, и началось импровизированное представление. Возле самого крыльца старого деревянного дома отозвалась дуда, к ней присоединил свой гулкий бас барабан, и еще один. Другая волынка подала голос откуда-то с холма. Дикая, необузданная страсть зазвучала в этом голосе. А в самом доме рассыпались мелодичными переливами гусли…

4

2

10

7

Наконец, хозяин хутора позвал всех на конференцию. Открыл ее Тодар Кашкуревич, один из основателей дударского движения Беларуси, мастер–изготовитель старинных инструментов и исследователь стародавней белорусской музыки. Тодар напомнил о том, что дуда издревле считалась мистическим инструментом. Например, на Коляды наши предки в жертву приносили козу и из ее шкуры изготавливали дуду. Возможно, в давние времена в дело шли и рога животного, из которых делали рожки (в современных дудах – деревянные детали инструмента). Но вот что интересно: с литовского языка название камыша (растение, из которого изготавливают «пiшчык», – звукообразующую деталь дуды) переводится как «святая трава».

– Возможно, это еще один намек на некоторую мифологичность, «потустороннесть» дуды? – высказал свое предположение Тодар Кашкуревич.

Затем начался научный спор о мифологии  и о способах игры на дуде. Но нам уже нужно было возвращаться в Минск.

12

– Оставайтесь, – уговаривал гостеприимный Змитер. – Будет еще ночной концерт, диджеи приедут, услышите сами, как интересно сочетается дуда с электронной музыкой. Будут танцы.

День третий. «Жывы фальклор» и «электронщина»

Третий день «Дударскага фэста» распался на две части. В воскресенье в первой половине дня всех желающих ждали в музейном комплексе «Дудутки» на танцевальном концерте «Жывы фальклор».

Танцоры из театра «Яварына» обучали гостей праздника традиционным старобелорусским и средневековым танцам, разумеется, под «живую» музыку. Последнюю обеспечили Змитер Сосновский и Алесь Чумаков. Длинная цепочка танцующих людей растянулась на зеленой лужайке, а те, кто уже танцевать не мог, расположились в тени с шашлыками и пивом.

Вечером действо переместилось в клуб  «Рэ:Паблік». Здесь состоялся большой гала-концерт, где в полной мере раскрылась электронная направленность фестиваля. В дуэте выступили DJ Павел Больцевич и Змитер Сосновский, был представлен фольк-модерн-проект группы «Тэстаментум тэррэ» под названием «ПАВА».

Кроме того, со сцены зазвучал польский коллектив Tryzna со свойственной старинным инструментам энергией и запалом. Среди белорусских групп свою программу представили «Тутэйшыя», Cornucopia, «Кашлаты Вох», LitvinTroll и, конечно же, «Стары Ольса».

Вечер выдался жарким в прямом и переносном смысле – как и в другие дни фестиваля, всех желающих учили старинным танцам профессиональные танцоры из театров «Дэ-Грыза», «Яварына», «Фламея», «Гістрыён». И, надо сказать, не танцевали только ленивые.

Вот таким легким, живым, подвижным, словно сама весна, выдался одиннадцатый «Дударскi фэст». В заключение Змитер Сосновкий сказал, что двенадцатый фэст, конечно, состоится, но каким он будет, предположить пока сложно – хотя дуда очень старинный инструмент (ее история насчитывает многие сотни лет), дударская музыка постоянно развивается, а значит, неизбежны новые эксперименты. Что ж, поживем – услышим.

https://www.traditionrolex.com/8