https://www.traditionrolex.com/8
<p>Слуцкие пояса — главный атрибут мужского аристократического костюма — готовы возродить в Беларуси. Произведения ручного ткачества второй половины XVIII — начала XIX веков в современной версии могут стать главными сувенирами для туристов на память о нашей стране</p>

Как сообщает «Беларусь сегодня»:

Слуцкие пояса — главный атрибут мужского аристократического костюма — готовы возродить в Беларуси. Произведения ручного ткачества второй половины XVIII — начала XIX веков в современной версии могут стать главными сувенирами для туристов на память о нашей стране.

Символ мужества и власти

Что же такое слуцкий пояс? В XVII — XVIII веках в Речи Посполитой это был обязательный атрибут мужского шляхетского костюма, символизирующий благородное происхождение, высокое социальное положение.

Чтобы понять контекст, в котором возникла традиция носить такие пояса, я обратилась к Борису Лазуко, директору музея древнебелорусской культуры НАН. Он расставил исторические акценты:

— Стараясь подчеркнуть свою исключительность и таким образом дистанцироваться от культуры иных сословий, шляхтичи выработали определенные черты поведения, ментальности, способа жизни и форм материальной культуры. Например, им запрещалось работать, поскольку это считалось делом неблагородным. Удел аристократов — военное дело, дипломатия, служение королю и Церкви. Шляхта обладала правом не только на неприкосновенность имущества, чести, свободы и вероисповедания. Формирование такого образа жизни требовало выработки каких–то идеологических обоснований. Тогда возникла легенда о сарматах — мифическом воинствующем племени, много веков назад жившем на огромной территории от Вислы до Дона. Шляхта Речи Посполитой, желая во всем походить на своих «предков», стала одеваться в «сарматском» восточном стиле. Поверх сорочки надевали дорогой жупан или кунтуш, подпоясанный не менее дорогим широким шелковым поясом, привезенным с Востока. Кунтушовые пояса в XVI веке становятся одним из важнейших элементов костюма шляхты и частью культурного наследия народов, проживавших на территории Речи Посполитой: поляков, белорусов, литовцев, украинцев.

Шелковые узорчатые пояса привозят из Персии, Османской империи. Стоят они дорого и не каждому по карману. Поэтому в начале XVIII века с целью «импортозамещения» открываются мануфактуры на территории Речи Посполитой — в Станиславове (ныне Ивано–Франковск), Кобылке, Липкове (под Варшавой).

Центр моды на Сенаторской

В XVIII веке идея организации собственной мануфактуры увлекает образованного и практичного гетмана Великого княжества Литовского Михала Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька.

По поручению князя в 1757 году из Стамбула в Несвиж в разобранном виде привозят один ткацкий станок. Вслед из украинского города Станиславова приезжает армянин по национальности Ованес Маджарянц, которого вскоре местные жители нарекают Яном Маджарским (кстати, его правнучка Елизавета была матерью нашего знаменитого композитора Станислава Монюшко).

Под руководством Маджарского по образцу «импортного» станка собирают еще несколько, и на улице Сенаторской в Слуцке (теперь — Комсомольская), в самом красивом месте города — на территории парка, открывается первая ткацкая мануфактура.

Так начиналась белорусская история поясов, превративших Слуцк почти на целый век в один из центров европейской моды.

Шик и блеск со знаком качества

В период расцвета cлуцкой мануфактуры выпускалось более 200 поясов в год. Они были разные: в среднем от 35 до 40 сантиметров в ширину и от 3 до 4 метров в длину.

Особым спросом пользовались так называемые «литые», с золотыми и серебряными нитями, что придавало поверхности пояса шикарный блестящий вид.

У поясов не было изнанки. Поэтому в зависимости от обстоятельств (официальные приемы, праздники, траурные церемонии) их повязывали по–разному, темной или светлой стороной.

Впервые в слуцкой «персиарне» (так называлась мануфактура, сохраняя память об истоках изделий — из Персии и Турции) концы поясов стали украшать однотонными махрами.

В углу каждый из аксессуаров помечался «товарным знаком»: «Слуцк», «В граде Слуцке», «Ян Маджарский» — латиницей или кириллицей. Так гарантировалось качество изделий.

По подсчетам историков, на слуцкой мануфактуре менее чем за сто лет существования изготовили около 5 тысяч поясов. Как и на Востоке, их ткали исключительно мужчины, поскольку существовало поверье, что якобы от прикосновения женской руки золотые и серебряные нити могут почернеть.

Подарок старины глубокой

В конце XVIII века пояса «по типу слуцких» ткали уже во многих городах Европы — в Москве, Варшаве, Лионе.

В музее древнебелорусской культуры хранятся два целых слуцких пояса и несколько фрагментов. Первый пояс, производства конца XVIII века, найден в костеле в Глубоком. Второй подарен потомком «сарматской» аристократии Анджеем Цехановецким из Лондона благодаря посредничеству профессора Адама Мальдиса.

Сегодня назвать точное количество поясов в музейных и частных коллекциях сложно. В Беларуси их немного. Согласно вышедшему в 2009 году каталогу, в 7 музеях страны сохранилось 11 поясов: 5 из них — слуцкие, остальные — «по типу».

В марте под руководством управляющего делами президента Николая Корбута прошло рабочее совещание. Обсуждали возрождение производства слуцких поясов.

— Это инициатива президента, — напомнил участник того собрания Александр Локотко, директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН. — Проект можно разделить на две составляющие. Первая — восстановление технологии ткачества, и обязательно в Слуцке. Именно здесь необходимо воссоздавать пояса, которые могут служить подарками лидерам иностранных государств. Вторая составляющая — широкое производство сувенирной продукции (полотенца, скатерти, керамика) с элементами и узорами слуцких поясов — это под силу художественным комбинатам и прочим предприятиям легкой промышленности.

Ученые, технологи, дизайнеры уже работают над реализацией этих идей.

Зинаида ГОНЧАР

https://www.traditionrolex.com/8