https://www.traditionrolex.com/8
<p>Белорусская земля – своеобразный сейф, в котором хранятся не только «тутэйшыя» дензнаки разных эпох, но и колоссальное количество монет со всего мира: от чешских грошей и венгерских динариев до турецких мангыров и индийских мухр. По количеству найденных в республике кладов лидируют Могилевская, Минская и Витебская области. Находки в восточном регионе в основном содержат монеты последних четырех столетий</p>

Як паведамляе «Народнае слова»:

По информации историков, за последние полтора столетия в Беларуси найдено около 1100 кладов, на Витебщине – свыше 200. Замечено, что случается это с периодичностью в два-три года. Заместитель декана исторического факультета Витебского госуниверситета Денис Юрчак, читающий курс «Охрана историко-культурного наследия Беларуси», рассказал «НС» о кладах и современных искателях.

– Денис Валерьевич, реально ли сегодня отыскать клад?

– Вполне. Белорусская земля – своеобразный сейф, в котором хранятся не только «тутэйшыя» дензнаки разных эпох, но и колоссальное количество монет со всего мира: от чешских грошей и венгерских динариев до турецких мангыров и индийских мухр. По количеству найденных в республике кладов лидируют Могилевская, Минская и Витебская области. Находки в восточном регионе в основном содержат монеты последних четырех столетий. Что же касается более ранних времен, то, к примеру, клады римских монет I-II веков концентрируются как раз в западных областях страны – Брестской и Гродненской. Это объясняется тем, что в начале I тысячелетия именно здесь проходил завершающий этап знаменитого Янтарного пути из Рима к берегам Балтики – основному региону добычи янтаря, высоко ценившегося в империи.

По количеству ценных находок, и это мало кому известно, наша страна занимает сегодня первое место в Европе. Белорусская земля, можно сказать, буквально усеяна кладами. На территории Беларуси проходили многочисленные войны, во время которых люди зачастую прятали в землю свои сбережения, к тому же через нас пролегали крупные торговые пути.

Витебщина, пограничье между Московским государством и Великим княжеством Литовским, в этом плане особенно богата.

– Можете описать типичный белорусский клад?

– Как правило, белорусские клады залегают на небольшой глубине (20–40 сантиметров) и крайне редко – глубже (до 1 метра и более). В первом случае они часто пускались в оборот или, напротив, пополнялись, во втором, менее типичном,  сбережения прятались, по-видимому, без мысли об их скором изъятии. При этом подавляющее большинство известных белорусских кладов представлено весьма скромными для своего времени суммами. Это накопления низших и средних слоев населения. Интересно, что самый распространенный в прошлом способ укрытия денег в тайниках породил целую отрасль гончарного производства, которая специализировалась на изготовлении разнообразных по объему и форме кубышек. Один из таких средневековых «сейфиков» обнаружил в 1969 году копавшийся в земле близ деревни Гирдовки Новогрудского района мальчуган. Кубышка оказалась полна  польскими и литовскими монетами ХVII века. А в 1964-м почти невероятная история произошла близ населенного пункта Косаляки Кормянского района Гомельской области: размытая многочасовым ливнем лесная дорога оказалась буквально устланной восточными монетами IХ столетия. Основной «сезон» для кладоискателей – весна, когда многочисленные дожди и паводки размывают землю, идет посевная.

– Чаще всего, наверное, находят именно старинные деньги?

– Основные находки – монеты Российской империи и времен ВКЛ. Но бывают и исключения. В Раннем и Высоком Средневековье, например, в качестве денег использовали серебряные слитки – гривны. Закапывали и драгоценности, украшения. Были и необычные находки, кладами их не назовешь. Например, недавно на Могилевщине из земли достали… электрический счетчик начала XX века. Видимо, какой-то крестьянин во времена общего дефицита решил приберечь его для потомков. Со времен советского сухого закона в лесах кое-где еще находят схроны с самогоном 30-летней выдержки.

– Расскажите про крупные исторические находки.

– В 1972 году школьники деревни Козьянки, что под Полоцком, обнаружили сокрытую более тысячи лет назад княжескую казну. Гуляя по полю, мальчики случайно увидели на его свежевспаханной поверхности несколько серебряных монет. Результат самодеятельных раскопок оказался поразительным: на небольшой глубине находилась огромная залежь (более 24 кг) арабских дирхамов, зарытых еще в 940-х. Ученые предполагают, что это богатство было отобрано разбойниками у княжеских «инкассаторов» и наскоро закопано в дремучем лесу, шумевшем десять веков назад на месте нынешнего поля.

В 1921 году на окраине Слуцка свинья вывернула из земли горшок, наполненный ливонскими и нидерландскими монетами ХVII века. Случай, казалось бы, исключительный! Однако еще дважды эти животные выступали в роли удачливых кладоискателей: в 1961-м на Старобинщине и в 1963-м недалеко от Докшиц. Интересный клад был случайно обнаружен в гнезде сороки. Птица, известная своей любовью ко всему блестящему, перетащила к себе несколько десятков монет времен Речи Посполитой.

– Есть ли легендарные клады, о которых мечтают все искатели?

 – Не нуждается в рекламе сокровище, легенды о котором передаются из уст в уста, – 200 лет назад исчезнувшие на территории Беларуси возы с наполеоновским скарбом. Факт, что Наполеон покидал Россию не с пустыми руками, но во Францию богатства так и не попали. Наверняка они спрятаны где-то на Витебщине, Могилевщине или Смоленщине, скорее всего в озерах. Правда, многочисленные экспедиции и даже успешные пробы воды на повышенное содержание цветных металлов до сих пор не привели к обнаружению сокровищ. Проблема в том, что многие наши озера имеют илистое или торфяное дно, и найти там что-то очень трудно.

Не дает покоя искателям радзивилловский клад. В 1812 году владелец Несвижского замка Доминик Радзивилл воевал на стороне Наполеона и во время отступления, понимая, что ему грозит конфискация, вывез все ценное из имения и закопал где-то в окрестностях. В том числе 12 скульптур апостолов в человеческий рост, сделанных из золота. Они до сих пор не найдены.

– Как обнаружить клад?

– Специалисты годами изучают старинные документы, летописи, обращая внимания на места, в которых были исчезнувшие населенные пункты, имения, замки. Учитывается и психология людей – излюбленными местами сокрытия кладов были колодцы, прибрежная территория, стены и фундаменты домов. Чаще клады размещали у каких-либо природных маркеров – старых деревьев, валунов. Поиск кладов – затратное дело. Обычно используются качественные металлодетекторы, которые сейчас стоят от 500 до нескольких тысяч долларов.

– На какое вознаграждение можно рассчитывать, откопав старинные монеты, например, у себя на огороде?

– Если вы обнаружите у себя отдельные монеты или даже несколько монет (например, XVIII–XX веков), которые не будут представлять серьезной историко-культурной ценности, можете претендовать на все 100% их стоимости. Если же находка признается историко-культурной ценностью (это определит экспертиза), вы обязаны сдать ее государству, иначе может идти речь о привлечении к уголовной ответственности. Человек, обнаруживший такой клад, может претендовать на вознаграждение в размере 50% от его  оценочной стоимости. Но это только в случае, если земля, в которой был спрятан клад, принадлежит нашедшему. Если кому-то другому – придется поделиться еще 25% с ее владельцем. А если находка сделана во время земляных работ, проводимых без согласия владельца, то последний будет претендовать на все 50%, а с вас еще и взыщут за нарушение права собственности. Поэтому лучше ищите клады в личном огороде. Получение реальных денег обычно сильно затягивается.

Кроме того, согласно законодательству, сами историки, точнее археологи, не могут претендовать на вознаграждение, хотя профессионалы периодически находят клады. Только историком Маратом Климовым под Полоцком было обнаружено несколько кладов.

– Какие находки наиболее ценные?

Существует «черный» рынок, правда, вряд ли можно сильно разбогатеть, выставив в интернете на продажу монеты, например, 400-летней давности. Обычно они не бывают золотыми, да и в неважном состоянии. А вот судимость получить можно запросто. Показателен недавний случай с находкой сребреника князя Владимира во время археологических раскопок на Могилевщине. В музеях мира таких не более 30. Местный житель, помогавший археологам, скрыл находку и выставил ее на продажу в интернете за 2999 долларов. При реальной цене не менее 10 тысяч у. е. Вместо вознаграждения от государства он получил срок.

Вообще оценивать старинные находки можно по-разному, но нужно понимать, что это довольно узкий рынок, интересующий в основном только коллекционеров или историков. Да и пряча клад, люди часто произносили заклинания и обращались к духам, охранявшим их богатство. Поэтому наказать может не только государство. Кто-то в это верит, кто-то нет, но реальный пример российского кладоискателя Андрея Чамкина, многие из членов семьи которого, да и он сам, погибли после находки им «сокровищ аргонавтов», заставляет задуматься.

Александр Кутынко

https://www.traditionrolex.com/8