Как сообщает Еuroradio:
А рискуем мы своими велосипедами одинаково: велопарковки не охраняются ни там, ни здесь!
В этом году по угонам лидирует велопарковка у химического факультета БГУ. Охранники из службы безопасности университета говорят, что с начала сезона отсюда пропало 5 велосипедов.
«Парковка будто бы никому не нужна. Охранники ее не контролируют и никакой ответственности за велосипеды не несут», — рассказывает студент Максим Врублевский. 16 мая велосипед, за который он отдал 420 долларов, был похищен с парковки у химфака. Парень обратился в милицию. Пока что продолжает ходить пешком.
Будка охранников находится в 20 метрах от велопарковки, о которой идет речь. Но в охране велосипедов университет отказал:
(документ большего размера)
«Еврорадио» решило узнать, как охраняются велопарковки в Европе. Александр, который живет в Лондоне, рассказывает, что такое встречается очень редко:
«На многих парковках вообще написано, что владельцы велосипедов оставляют их под свою ответственность. Есть платные парковки — боксы, в которые велосипед помещается полностью. Они стоят на больших станциях общественного транспорта и имеют смысл, например, когда человек ездит на велосипеде от работы до электрички. Велосипед можно закрыть на всю ночь в таком боксе, это более или менее безопасно».
Лондон, Великобритания
Лондон, Великобритания
Лондон, Великобритания
Лондон, Великобритания
При этом велосипедов стоимостью в 300–400 долларов на улицах европейских городов очень мало. Европейцы хорошо понимают, что их велосипеды могут угнать, несмотря даже на то, что весь центр Лондона хорошо пробивается камерами наблюдения.
Александр: «В основном велосипеды здесь — полная рухлядь. Есть даже такая поговорка: чтобы велосипед не украли, он должен стоить дешевле цепи, которой привязан. Этим все и руководствуются».
В Минске все наоборот: редкий велосипед стоит меньше 300 долларов. Но минчане покупают их не только для понтов. По плоскому, как ладонь, Амстердаму, Копенгагену или Лондону, хорошо приспособленным для покатушек, можно ездить и на дешевом велосипеде. По Минску — нет.
«У нас тут иногда такие бордюры бывают, что как по горам ездишь. Поэтому и нужны нам недешевые горные велосипеды с широкими колесами. А европейцы могут себе позволить ездить на обычных велосипедах, старых или нет», — продолжает Максим Врублевский.
Эскильстуна, Швеция
Гент, Нидерланды
Ольденбург, Германия
Пока же Минск больше похож не на Лондон, а на Москву, на улицах которой дешевый велосипед тоже не отыскать. Рассказывает Надежда, велолюбитель из российской столицы:
«В Москве вообще не много велосипедистов. Потому что расстояния здесь огромные, а в метро, например, с велосипедом ездить совсем неудобно. Не то что в Европе! Поэтому на них или ездят по району, или катаются по парку. А старых велосипедов я, кажется, вообще не видела. Сейчас смотрю во двор — там только новые стоят».
В обычных белорусских электричках велосипед приткнуть некуда. В вагонах городских линий просторные тамбуры перед дверью. Но прикрепить велосипед не к чему, приходится все время держать его, стоя рядом. А вот как путешествуют с велосипедами пассажиры эстонских электропоездов:
Пресс-секретарь минской милиции Александр Ластовский говорит, что чаще всего в столице угоняют дешевые велосипеды белорусского производства. Похищают их из тамбуров перед квартирами, из коридоров, с территорий у дома, когда люди оставляют их «на минутку»...
«Что касается хищения дорогих велосипедов: горных или спортивных байков — естественно, и такое случается. Каждый такой факт — резонансный. Но их немного».
Гронинген, Германия
Гронинген, Германия
Копенгаген, Дания
Жители столицы обращались в Мингорисполком с инициативой оборудовать велосипедные стоянки собственными системами сигнализаций и прочими средствами противодействия угонам.
«И вообще хотели их присвоить. Но город ответил, что велосипедные стоянки не будут передаваться в собственность жителям», — продолжает Александр Ластовский.
В управлении физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома эту информацию подтвердили. Создание частных велопарковок в Минске в ближайшее время не планируется.
Но чтобы сделать велосипедные парковки безопасными, необязательно отдавать их в частную собственность. Позаботиться о сохранности велосипедов могли бы и сами городские власти. Несколько фотографий с велопарковками прислали «Еврорадио» наши слушатели, проживающие в Цюрихе. По их словам, велосипеды угоняют даже в обеспеченной Швейцарии. Не так давно несколько велосипедов пропало с парковки у местного офиса компании Google. Тогда вокруг повесили более мощные фонари, и угоны прекратились.
Цюрих, Швейцария
Цюрих, Швейцария
Павел Свердлов