https://www.traditionrolex.com/8
<p>Музеи привлекают посетителей как могут: Гомель предлагает аудиогиды, Жабинка — колбасницу, а музей деда Талаша мечтает купить телевизор! </p>

Не так давно Белстат опубликовал данные о самых популярных и непопулярных, в соответствии с количеством посетителей, белорусских музеях, сообщает Euroradio.

Первое место (33 тысячи посетителей) заняла Брестская крепость-герой. В прошлом году билеты туда стоили 4000 рублей (с 1 декабря подняли до 5000).

Если умножить грубо 400 на 339 тысяч человек, получится, что крепость заработала 1 миллиард 356 миллионов, по теперешнему курсу это почти 162 тысячи долларов.

Но  подсчеты приблизительные, так как есть льготные категории, а есть дополнительные платные услуги и экскурсионное обслуживание.

На вопрос, чем самый популярный белорусский музей привлекает посетителей, сотрудница отвечает просто.

1  

Сотрудница: «Сами едут. У нас ведь в государстве вообще патриотическое воспитание, дети в школе проходят программу, связанную с Великой Отечественной войной».

 2

В Брестскую крепость люди едут сами, без рекламы

В Гомельском дворцово-парковом комплексе Румянцевых и Паскевичей, который изображен на купюре в 20 тысяч рублей, о рекламе заботятся — имеют сайт, развешивают по городу афиши, дают информацию в СМИ. К тому же, говорят сотрудники, люди рассказывают друзьям, как им здесь понравилось, и те тоже едут. Этот музей — на 2-м месте с 304 тысячами посетителей. Из технических фишек здесь — аудиогид, который говорит на трех языках.

Сотрудница: «У нас есть экскурсоводы — это белорусский, русский, английский языки. И другая форма: для посетителя, который хочет тихонько пройтись по залам посмотреть, — аудиогид, тоже на этих трех языках».

Билет на экскурсию стоит 11 500 плюс 35–70 тысяч с группы за экскурсовода (группа до 25 человек). Билет с аудиогидом — 17 500 (детский 12 500).

Сотрудница: «Около 60% выбирают «живые» экскурсии, но много и таких, кто хочет сам походить, остановиться где-то, прослушать что-то еще раз».

3

Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей

Выходит, что аудиогиды принесли музею около 2 миллиардов 130 миллионов. А «живые» экскурсии, по самым приблизительным подсчетам, дали около 2 миллиардов 460 миллионов рублей. Вместе — почти 550 тысяч долларов!

Музей Великой Отечественной войны в Минске за минувший год посетили 219 тысяч человек. Здесь — демократичные цены на билеты.

Сотрудница: «У нас эти цены не менялись с 25 августа прошлого года! А в 2011-м подорожание было в июне, и незначительно: было 5000, стало 6000. А детский как был 3000, так и остался».

4  

Музей Великой Отечественной войны. Фото: http://darriuss.livejournal.com

Сотрудница говорит, что состав посетителей у них традиционный из года в год.

Сотрудница: «Военнослужащие, школьники, студенты... Летом много приезжих из России. Сегодня вот был гражданин Голландии, он у нас уже четвертый раз — ищет своих дальних родственников, интересуется».

Неожиданно сотрудница выдает нам, видимо, большую тайну — за счет чего взялась эта цифра в 219 тысяч экскурсантов.

Сотрудница: «У нас в эту цифру входит также Остров слез, который к нам относится. У нас там есть, как мы говорим, «островитяне». Подсчитывают если не всех до одного, то почти до одного».

5  

Несвижский замок в прошлом году занял лишь 5-е место (210 тысяч посетителей). Но ведь тогда была открыта лишь незначительная часть экспозиции. А месяц назад, как мы знаем, замок был открыт полностью. И на открытии Александр Лукашенко ругал министра культуры Павла Латушко, что такие дорогие билеты — целых 50 тысяч рублей (это самые дорогие билеты среди государственных музеев Беларуси). Президента в Несвиже слушаться не спешат — распоряжений о понижениях цены от директора не поступало.

Сотрудница: «50 тысяч взрослый и 25 тысяч детский. Дети дошкольного возраста — бесплатно».

6

В Несвижский замок самые дорогие билеты в Беларуси

На последнем месте по посещениям в 2011 году — Жабинковский районный музей: 300 экскурсантов за год, меньше одного в день! Директор музея Сергей Демидов знает об этом, но сразу объясняет нам причину.

Сергей Демидов: «Есть такое дело... Но ведь мы открылись только 19 мая! К тому же, наш музей находится не в самой Жабинке, а в деревне Малые Сехновичи, это около 6 километров от города».

7  

Перед зданием Жабинковского музея — единственный в Беларуси бюст Костюшко

Билеты стоят 6000 для взрослых, 3500 для детей. В том году стоили 2000 и 1000 соответственно. Чтобы исправить ситуацию, им довели план платных услуг — по ценам на экскурсионное обслуживание и фотографирование на фоне экспозиции. Спрашиваем, какой экспонат в Жабинковском районном музее самый интересный.

Сергей Демидов: «У нас несколько комнат — комната этнографии и народного быта, комната Тадеуша Костюшко (здесь его родина) и зал народной славы. В комнате этнографии есть очень интересный предмет — так называемая колбасница. Это дедушка современных мясорубок! Он сделан из дерева — к сожалению, не все части до нас дошли. Остальные музеи нашей области не имеют ничего даже приблизительно такого!»

Другой музей, который занимает последние строки статистики, — Дом-музей деда Талаша в Новоселках под Петриковом. И здесь низкой посещаемости директор Надежда Муратшина быстро дает нам логическое объяснение.

Надежда Муратшина: «С 2011 года, с июля месяца, музей закрыт на капитальный ремонт, поэтому там снизился этот показатель».

Какие вещи в музее помнят самого деда Талаша?

Надежда Муратшина: «Его личные вещи: сундук для белья, шапка, ложка, ремень. Музей расположен в том доме, где он жил. На усадьбе два дома — один большой, сооруженный после Гражданской войны. А когда делали музей, восстановили и маленький дом, в котором Талаш жил до Гражданской войны и который во время этой войны сожгли».

8

Надежда Муратшина. Фото: http://www.belniva.by

Смотрела ли директор Музея деда Талаша беларусьфильмовскую ленту «Талаш», презентованную не так давно?

Надежда Муратшина: «К сожалению, нет, нет времени — хоть он сброшен у меня в компьютере. Но ведь вы знаете, фильм по повести «Дрыгва» ставили — и там есть художественные отступления от действительности».

Какие новинки планируются в музее после окончания ремонта?

Надежда Муратшина: «Планируем экспозицию обновить, диораму сделать по партизанскому лагерю... Поступили фотографии праправнуков деда Талаша, хотим сделать его генеалогическое древо».

Интересно, а выбился ли кто-нибудь из потомков этого героя в люди?

Надежда Муратшина: «Есть у него и за границей праправнуки, и в Соединенных Штатах... Но чтобы вот так прогремели на всю страну... В Минске есть его правнучка, юристом работала, занимала высокий пост...»

Правда, музеем знаменитого пращура интересуются они не слишком активно — последний раз двое его праправнуков приезжали сюда «года четыре назад»... Спрашиваем у Надежды Муратшиной, какие технические новинки планируются в музее.

Надежда Муратшина: «Музей ведь в деревне находится... Хотелось бы что-то такое, но в связи с финансированием пока не планировали. Да, аудиогиды — это все должно быть... Телевизор пока тоже не планировали...»

https://www.traditionrolex.com/8