https://www.traditionrolex.com/8
<p>Отечественные музеи, особенно маленькие, расположенные в глубинке, рады любым посетителям, и не обращают внимания, фотографируют они или нет.  В крупных музейных комплексах, таких как недавно открытый дворец в Несвиже, Мирский замок, снимать также можно</p>

Сегодня турист без фотоаппарата – это просто анахронизм.  Народ, выезжающий на экскурсии или в путешествия, сейчас оснащен разнообразной техникой: кто простыми «мыльницами», кто навороченными фотообъективами, а кто-то и видеокамерами. Снимает сегодня и стар, и млад. Разумеется, среди туристов есть и профессионалы, которые в состоянии запечатлеть достопримечательность или пейзаж таким образом, что на снимке они выглядят еще лучше, чем на самом деле. Но все-таки большинство из пользующихся фотоаппаратами – простые любители, «чайники», составляющие после поездок коллекции или альбомы собственных «шедевров» и мучающие просмотрами близких. Чаще всего для них не так уж важны памятники искусства или архитектуры: главное – сфотографироваться рядом, чтобы потом показывать знакомым и говорить: «Это я на фоне Эйфелевой башни», «Это я – а тут египетские пирамиды», «А здесь мы с Биг-Беном» и пр. в таком же духе.

Однако зачастую вволю утолить свою страсть к фотографированию не получается из-за небольшой бумажки, где изображен перечеркнутый фотоаппарат. Это значит, что снимать запрещено. Как поступить в таком случае? Вариантов несколько. Можно послушно закрыть объектив и подчиниться запрету. Можно щелкнуть пару раз понравившийся объект исподтишка, но при этом быть готовым к объяснениям с персоналом, утешая себя тем, что в  большинстве случаев к непослушным туристам, кроме выговора, никаких других санкций не применяется. И самый простой способ –  заплатить требуемую сумму, если это предусмотрено условиями запрета. Кстати, невозможно понять логику тех, кто съемку бесплатную запрещает, руководствуясь тем соображением, что экспонаты портятся от вспышек, а платную разрешает, как будто эффект от вспышек от внесенных денег становится иным, менее разрушительным.

Для того чтобы не нарваться на неприятности, нужно знать свои права. К примеру, есть такой документ: «Правила по охране труда в музеях», утвержденные Министерством культуры РБ от 11.02.2005 года. В пункте № 248 этого документа записано: «На протяжении всего времени производства кинофотосъемки или телевизионных передач кинооператоров, телеоператоров, фотографов и других должны сопровождать представители музея (хранитель отдела, работник внутренней охраны, другие работники музея). При этом следует обеспечить безопасность прокладки кабельных магистралей, установки и размещения телевизионных и кинокамер, юпитеров, софитов и другого оборудования». Но здесь речь идет о профессиональной съемке, из чего можно сделать вывод, что простому туристу сопровождение музейных работников не требуется.

Отечественные музеи, особенно маленькие, расположенные в глубинке, рады любым посетителям, и не обращают внимания, фотографируют они или нет.  В крупных музейных комплексах, таких как недавно открытый дворец в Несвиже, Мирский замок, снимать также можно.

Есть и еще один регламентирующий документ – Закон об авторском праве и смежных правах. Там  ситуация изложена следующим образом: «фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях». То есть фотографировать в музеях, картинных галереях, на выставках можно, только затем по этим фотографиям собственные шедевры не создавать.

Мне приходилось не раз бывать в музеях мирового уровня, таких как Лувр или экспозиции Ватикана, и там народ снимает сколько ему влезет. Правда, на мой взгляд, качество снимков остается сомнительным – уж лучше купить набор открыток. К сожалению, отечественные музеи, по-видимому, недостаточно богаты, чтобы обеспечить туристов изображениями своих экспонатов.

Наиболее спорная ситуация сложилась со съемками в храмах. Отыскать правовую основу для запрета на фотографирование в сакральных сооружениях не удалось. Вместе с тем туристы зачастую наталкиваются на таблички, запрещающие съемку. К примеру, такую  картину наблюдают туристы, посещающие в Несвиже  костел Божьего Тела. На входе  приклеен листок с просьбой уважать чувства верующих и не мешать им молиться щелканьем и вспышками фотоаппаратов. Но службы проходят и в этом, и в других храмах не все время, а значит, по логике, если нет верующих, значит, снимать все-таки можно?!

 

https://www.traditionrolex.com/8