https://www.traditionrolex.com/8
<p>До конкретной работы еще далеко: впереди – регистрация юридического лица и подготовка инвестдоговора. Окончательный результат видится таким – главной достопримечательностью поселка Вороновского района, как и сто лет назад, станет синагога, только теперь о жизни богослова будет напоминать музейная экспозиция о пребывании здесь культового еврейского деятеля.</p>

Хафец Хаим (1838–1933) – крупный раввин, алахист и моралист, духовный лидер еврейства Польши и России, автор комментариев к богословским книгам, автор трудов «Хафец Хаим» и «Шмират а-Лашон».

Идея вернуть былую красу еврейской Мекке – синагоге в городском поселке Радунь Вороновщины, где подвижничал знаменитый богослов, зрела давно, – рассказал корреспонденту «ТиО» заместитель председателя по социальной сфере Мечислав Уляшко. – В 2010-м мы впервые встречались по этому вопросу с представителями компании «Морешет Хафе Хаим», три месяца назад подписали протокол графика поэтапного выполнения инвестпроекта. Власти готовы расчистить и освободить участок, прилегающий к кладбищу, где покоится духовный лидер. Этот и другие вопросы обсуждались на встрече представителей Гродненского райисполкома с министром туризма Израиля Стасом Мисежниковым, а также Чрезвычайным и Полномочным Послом Израиля в Беларуси Иосифом Шагалом.

– Ностальгический, культурно-просветительский туризм развивать стоит – сюда частенько приезжают путешественники, пилигримы, верующие из Израиля и не только, – уточняет Мечислав Иванович. – Правда, синагога, стены которой помнят Хаима Хафеца, давно превратилась в Дом культуры, хотя внешний антураж полностью сохранился. Даже те, кто не знает особенностей культового зодчества, узнает в здании, отданном под учреждение культуры, святое для евреев место. Инвестпроект рассчитан на то, что тут вновь будет культовое здание: о возможном переносе Дома культуры пока ничего сказать не могу.

Жительница городского поселка Радунь Екатерина Кожухова, живущая по соседству с Домом культуры, свидетельствует: сюда часто наезжают целые группы туристов из Израиля, многие – в возрасте. Верующая молодежь из Польши, Украины, России и Прибалтики тоже бывает: то автобусами, то группами по нескольку машин с иностранными номерами. А тех, кто приезжает «дикарем», поодиночке, и не сосчитаешь – давно привыкли.

– Порой оставляют на ограде, на камнях цветы, какие-то фигурки, –- вспоминает 58-летняя Екатерина Савельевна. – Причем это было как при советской власти, так и сейчас. Раз и вправду многие желают поклониться месту служения Хафеца Хаима, значит, нужно дать им такую возможность. Радунь гостям рада, торговля наша, гостиница в накладе не останутся – гостям ведь нужно и остановиться где-то, и поесть. Они, эти верующие, так уважают своего деятеля, что много лет назад даже личный деревянный дом богослова, стоявший на соседней улице, разобрали по бревнышку и в США увезли. Кирпичный дом не увезут – так пусть уж тут будет синагога, всем от этого только хорошо будет.

https://www.traditionrolex.com/8