Растиражированная интернет-порталами новость, что в Брестском музее железнодорожной техники
Заместитель начальника Брестского отделения Белорусской железной дороги Игорь Жерело так прокомментировал ситуацию: «Наши музейные экспонаты мы поддерживаем в рабочем состоянии, сдаем их в аренду для снятия фильмов, в том числе. Это какая-то глупость».
И все же вернуться к этой теме пришлось вновь. Пользователи нашего портала поместили такие конкретные комментарии под материалом, что оставить их без внимания мы не могли.
На вопросы корреспондента
– Наши пользователи, если судить по комментариям, владеют информацией. Или это не так?
– Информация, содержащаяся в комментариях, не соответствует действительности. За время существования музея не было списано или утилизировано ни одного паровоза. Авторы комментариев могут лично в этом убедиться. Тепловозы же, о которых пишут ваши пользователи, были списаны, но это было 4 года назад. Вместо них в музее появились аналогичные экспонаты.
Музей создан 10 лет назад. За это время экспозиция только пополнялась, а не уничтожалась. И в том можно убедиться, посмотрев все финансовые документы.
Что касается французских паровозов, то в музее их никогда не было. Были старотипные советские и немецкие. Последние ездили только по узкоколейке, и их дальше Бреста не выпускали. Они курсировали в сторону Польши на расстоянии 50 – 100 километров. На широкую колею их никто не переводил.
– Музейная экспозиция часто меняется. Не этот ли факт стал источником интернет-«утки»?
– Экспозиция меняется по мере необходимости. Происходит это по той причине, что площадь музея позволяет маневрировать, экспонаты можно переставлять. Некоторые из них используются для съемок кинофильмов. Мы забираем также экспонаты в депо, а на освободившиеся места ставим отремонтированные и восстановленные паровозы, тепловозы, вагоны...
В депо сейчас на ремонте находится 6 паровозов. С них снята краска, и они готовы к покраске. В ближайшее время их вернут в музей, но оттуда заберем другую технику для проведения ремонтных работ.
– А вся ли старотипная техника, находящаяся в музее, имеет экспозиционную ценность?
– Нет, не вся. Тепловозы, о которых пишут, и сегодня еще эксплуатируются на Белорусской железной дороге. Они – не редкость. Некоторые из них уже не эксплуатируются, но это не значит, что все они должны стоять в музее. Их много сегодня. Один из таких тепловозов (ТЭП60) мы оставили, чтобы туристы могли заходить и смотреть дизель. Второй тепловоз именной – Дмитрий Гвишиани. И нет смысла пригонять еще несколько таких «экспонатов» в музей.
Был у нас паровоз военный, в хорошем состоянии, но в 1956 году его списали и передали колхозу для дальнейшей эксплуатации в народном хозяйстве в качестве котельной.
До последнего времени один из таких паровозов работал в депо «Калинковичи». Потом пришел в негодность. Вот и стоит этот металлом на колесах. Восстановить его нельзя, порезать невозможно. Потому что его судьбу решает руководство Белорусской железной дороги в соответствии с приказом об утилизации старотипной техники.
Здесь одного решения начальника депо недостаточно – это основные средства. А Положение о списании основных средств разработано и подписано Совмином. Никто не может игнорировать этот документ.
А уж музейные экспонаты никто не разрешит утилизировать.
– А в Кричев, по нашей информации, вы отправили несколько единиц техники. Зачем?
– В прошлом году был издан приказ начальника Белорусской железной дороги о создании в локомотивном депо «Кричев» базы хранения (запаса) паровозов. –десь их со всей республики будут централизованно восстанавливать и ремонтировать, чтобы сократить затраты на местах. И мы туда передали уже 7 паровозов. Они шли в Кричев своим ходом, хотя их тянул локомотив, но у них нормальная рабочая ходовая часть.
После ремонта руководство Белорусской железной дороги будет решать вопрос вовлечения паровозов в хозяйственную деятельность. Возможно, некоторые из них станут памятниками, как это сделано в Барановичах. Какие-то передадут киностудиям, какие-то станут экспонатами нашего музея.
– А какие-то, вероятно, в Гродно для создания ретромаршрута?
– Не исключено, ведь этот проект должен быть реализован к 150-летию Белорусской железной дороги. Планируется в старотипных вагонах возить туристов. Из Кричева в локомотивное депо «Волковыск», к слову, уже передано 4 паровоза, пригодных к эксплуатации, они будут задействованы в проекте.
– Среди экспонатов музея есть уникальные?
– Каждый из них уникален. У каждого – своя ценность. Кто-то скажет, что паровоз ФД (Феликс Дзержинский) – самый легендарный и самый мощный. В Париже на конкурсе он получил золотую медаль. Но другие не менее уникальны и ценны. «Победа», к примеру. Он ассоциируется у наших ветеранов с Великой Победой.
Более 30 фильмов снято с использованием наших паровозов, не считая рекламных роликов. Последний из них – «Снайпер 2. Тунгус». И это тоже говорит о востребованности экспонатов.
– Как большинство объектов культуры, ваш музей – дорогое удовольствие. Речь о передаче его, скажем, на баланс республики не идет?
– Наш музей, как и многие другие, действительно, очень убыточен. В 2009 году, к примеру, он дал 145 млн рублей убытков. За свой счет мы восстанавливаем экспонаты, благоустраиваем территорию. Но мы держим его на своем балансе. И никто не собирается его никуда передавать.
– И последний вопрос. «Утка» в Сети – случайность?
– Кому-то очень хочется набрать бонусы. Но мы открыты для всех. И тех, кто сомневается, приглашаю на экскурсию. Информация, которая сегодня есть в интернете, не полная, она вытянута из контекста. Хочу еще раз подчеркнуть: за 10 лет существования музея не было списано и утилизировано ни одного паровоза.
Тамара Тиборовская