https://www.traditionrolex.com/8
<p>На выходных город Старые Дороги подвергся буквально нашествию легких на ногу людей со всей страны, решивших испытать себя на XXV Национальном фестивале бега «Языльская десятка». С каждым годом мероприятие развивается, собирая в этом уголке Минщины уже сотни спортсменов-любителей и профессионалов: постепенно программа претерпела такие изменения, что к стартам были допущены самые разные возрастные категории участников. Что такое «Языльская десятка-2012»: простой праздник бега или примета зарождающегося в Беларуси спортивного туризма, – выяснял корреспондент «ТиО».</p>

На выходных город Старые Дороги подвергся буквально нашествию легких на ногу людей со всей страны, решивших испытать себя на XXV Национальном фестивале бега «Языльская десятка». С каждым годом мероприятие развивается, собирая в этом уголке Минщины уже сотни спортсменов-любителей и профессионалов: постепенно программа претерпела такие изменения, что к стартам были допущены самые разные возрастные категории участников. Что такое «Языльская десятка-2012»: простой праздник бега или примета зарождающегося в Беларуси спортивного туризма, – выяснял корреспондент «ТиО».

Ожидая увидеть местечковый конкурс по оздоровлению, я был приятно удивлен масштабу, с каким Министерство спорта и туризма Беларуси, а также представители облисполкома и местного райисполкома проводят акцию. За «Языльскую десятку», при всей узости ее спортивного профиля, было по-настоящему не стыдно. И прежде всего мотив гордости звучал из уст соотечественников, которые перемешались на улицах города с гостями в пронумерованных спортивных куртках, многие из которых приехали вместе с семьями.

…Погода была будто предусмотрена организаторами: ясное небо без облачка оказалось прекрасным подспорьем – солнце разукрашивало и без того пеструю толпу участников и их болельщиков, собравшихся на улице Комсомольской. Первыми, по традиции, бежали самые маленькие: 4–6-летних ребят собрали «Стародорожские забеги» протяженностью всего 60 метров. Среди участников начала старта ждал Антон Веселовский из российского Рославля: 5-летний ребенок в зеленой прорезиненной блузе с номером 18 то и дело всматривался в толпу: смотрят ли на него мама с папой? Маленький Антон Александрович на фестивале бега впервые, но он знает, что их семья взяла старт именно тут, когда в 2005-м его папа Александр, фанат китайского ци-бега, приехал размяться, и встретил местную горожанку Викторию.

1

desyatka_2_

– Так и до Антона добегались, – шутя замечают, провожая глазами шумную ораву маленьких бегунов мимо себя, 29-летние родители. – И пускай мы сейчас живем в Рославле, стараемся ездить каждую осень на родину первой встречи – пробежаться и родителей повидать.

Виктория еще семилетней девочкой помнит первый забег в деревне Языль, который прошел в ноябре далекого уже 1988 года. Тогда легкоатлетический пробег был лишь частью мероприятий, посвященных Дню сельского хозяйства Беларуси. Гнездо аистов, кстати говоря, давшее мероприятию символ-бренд – красноклювую птицу, до сих пор на прежнем месте – рядом с трассой, и тонконогие пернатые по сей день важно взирают на бегающих мимо них людей.

5

desyatka_4_

– А потом, чтобы был лишний повод приехать Антону к бабушке-дедушке, мы и сына решили к бегу пристрастить. В этот раз с нами приехали четыре семьи из Рославля: одна участвует, три – наблюдают. Им, коренным россиянам, в белорусской глубинке нравится: здесь для них все просто, по-домашнему. Фейерверками, огненными шоу, пением звезд на крупных российских спортивных забегах, что проходят в Новосибирске, Омске, Кургане, уже насытились – хотят спокойной атмосферы тихой провинции. В этом – своеобразная прелесть Старых Дорог.

2

desyatka_13_

После того как дети 7–10 лет отбегали дистанцию в 500 метров, а подростки (11–14) «выяснили отношения» в «Белорусской версте», начались старты среди юношей и девушек от 15 до 17 лет. Оказалось, в них заняты не только местные школьники – хватает и доброхотов.

…Запыхавшись, черту финиша преодолел Кирилл Лавриненко – 16-летний парень из Минска, желающий поступать в следующем году в столичный БГУФК. На завершающем этапе, что проходит по улице Карла Марса, он обошел огромную группу сверстников и теперь с довольным видом отирает с лица пот:

– А так им и надо: распределять свои силы и дыхание рассчитывать правильно пусть сперва научатся!

– А почему тут круги наворачиваешь, Кирилл, у родной столичной школы стадиона нет?

– Есть, но я всегда езжу на крупные забеги по стране. Новизна самого места, новые противники, от которых можно ожидать чего угодно, а еще – внимание толпы, окружающих, на которые будущему спортсмену нужно учиться не реагировать. Одним словом, готовлюсь сдавать нормативы для поступления.

desyatka_18_

6

Главное же мероприятие – сама «Языльская десятка», названная так по цифре дистанции в 10 километров – собрала самый большой контингент участников, причем разделенный на три категории: до 40 лет, от 41 до 69, от 70 и старше.

Пока участники толпились на стартах, ожидая команды, корреспондент нашел пару под 50, приехавшую в Старые Дороги из Каменца Брестской области. Правда, Клавдия и Андрей Протасовы не завсегдатаи соревнования: они просто посетили этот населенный пункт Минщины ради уик-энда. А почему нет? Праздник здоровья проходит в формате, похожем на день города: пешеходные улицы, музыка, торговые палатки, лотереи.

8

desyatka_23_

– То, что мы видим сегодня на улицах города, – этакий монопраздник, событие для Стародорожчины, с которого нужно брать пример остальным райцентрам. Было бы прекрасно, если бы каждый уголок Беларуси, не считая крупных акций, обзавелся маленьким фестивалем, интересным узкому кругу людей. Когда такая «сеть» покроет страну, каждому будет возможность проявить себя, – говорит Андрей Протасов. – В Финляндии, например, такой опыт глубоко пустил корни: я был там два года назад с компанией поселившихся в Скандинавии сослуживцев и хорошо запомнил их систему. В одном городке дважды за зиму – забег на 15 километров, в соседнем – стрельба стоя из пневматики с лыж. В городке Руке, известном своими горнолыжными курортами, есть чемпионат по групповой ловле рыбы сетями, в Юлле – соревнования по фотоохоте. Причем, как и в Старых Дорогах, никаких фанфар, никакой рекламы на весь мир. Зачем? Те, кто надо, – знают, нужно лишь не ронять марку. Шлифовать организацию, заботиться о честности судейства, стараться поддерживать связь с группами по интересам. Так, например, все знают, что беговой клуб «Виктория» Минска обязательно приедет на «Языльскую десятку». А приглашение все равно пришло, и это правильно. Хорошие отношения между участниками – залог будущего успеха.

3

desyatka_26_

Приехавший вместе с Александром Веселовским из Рославля Юрий Тит – тамошняя знаменитость. Мужчина к 41-му году жизни успел набегать более 7 тысяч километров – не у каждого заядлого велосипедиста такой «стаж». Увлекся этим делом Юрий Николаевич с 20 лет – добегал от родного Смоленска до Байкала и назад. Чем жил? Сначала работал на стройке, а быстро передвигался во время отпусков, потом, «набегав» славу неугомонного любителя покрыть десяток-другой километров вместо утренней зарядки, стал использовать себя в виде живой рекламы. Местные коммерсанты надевали ему на грудь лейблы со своей мебелью, лекарствами, напитками, даже колготками, параллельно снабжая деньгами, продуктами. И Тит славой своего имени заставлял присматриваться к товару. И к себе! В годовщину Куликовской битвы, например, он по эксклюзивному заказу Краснодарской мэрии бегал по средней полосе России в кольчуге и шлеме… на голое тело и плакатом: «1380. А ты помнишь?» Российский Минкульт рекламировал при помощи Тита выставки современных художников-передвижников. Разузнав о прибытии такого необычного человека, я задался целью узнать его мнение о месте «Десятки» в сфере туризма Беларуси.

– А что тут узнавать: «Языльская десятка» – здорово! – без лишних слов отвечает давно привыкший к интервью Юрий Тит. – Даже денежные призы учредили – наличные всегда подогревают интерес к мероприятию, это очень верно. Весь город, скажем прямо, подчинили цели принять гостей – тут умению мобилизовать административный ресурс белорусских властей можно просто позавидовать. Сотни приехавших в Старые Дороги – вот лучший ответ на вопрос, успешна ли «Языльская десятка».

– Как вы считаете, национальному празднику есть куда развиваться?

– Конечно. Можно изменить маршруты: например, проложить их вокруг города или по пересеченной местности – это добавит сложности, а значит, и азарта. Можно ввести элементы спортивного ориентирования – подобное решение привлечет в Старые Дороги любителей этой дисциплины. Вариантов уйма, но главное уже сделано: «Десятка» стала брендом. Не верите? Ну ведь я же приехал! (смеется).

4

desyatka_45_

Гость из польской Сливовицы – пан Тадеуш Косиньский – не перестает бегать и в свои 71. «Наверное, и живу так долго, что бегаю регулярно и помногу с 28 лет», – поясняет дедушка. В конце 1990-х он посещал с внуками Грецию, не переставая удивляться, как тамошний народ любит и уважает забеги в легендарном Марафоне. Известность мероприятия поддерживается на всех уровнях и всеми способами: от фигурок бегуна в древнегреческом шлеме на брелоке, выдаваемом каждому гостю города при въезде, до школьных сочинений на тему: «Марафон: вчера, сегодня, завтра». Да, пускай история поработала на «бренд», родившийся в этом маленьком городке, но нельзя отрицать, что не дать забыть традицию спустя два с лишним тысячелетия – это тоже нужно суметь.

– У греков получилось сделать забеги в Марафоне знаменитыми на весь мир прежде всего благодаря истинной любви и патриотизму к родному краю. Так у нас в Польше чтут полуостров Вестерплатте под Гданьском и события, случившиеся там в сентябре 1939 года: о них пишут стихи, учат в школе, снимают кино. Не спорю – вдалбливают в головы! Но кто сказал, что хорошие дела нельзя навязывать? Можно – была бы польза! Так и «Языльская десятка»: ее нужно укоренить в памяти людей, сделав брендом для бегунов всех возрастов.

https://www.traditionrolex.com/8