https://www.traditionrolex.com/8
<p>Именно тут, на могилевской земле, промозглой осенью 1943 года I польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко впервые вступила в бой с немецко-фашистскими захватчиками. Почтить память этого события из Польши прибыла делегация в 90 человек – ветераны Второй мировой войны, дипломатические работники, военнослужащие польской армии, а также представители польской общественности и школьники. С нашей стороны событие не осталось незамеченным со стороны местных властей и реконструкторов исторических событий периода Войска Польского и Красной Армии.</p>

Именно тут, на могилевской земле, промозглой осенью 1943 года I польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко впервые вступила в бой с немецко-фашистскими захватчиками. Почтить память этого события из Польши прибыла делегация в 90 человек – ветераны Второй Мировой войны, дипломатические работники, военнослужащие польской армии, а также представители польской общественности и школьники. С нашей стороны событие не осталось незамеченным со стороны местных властей и реконструкторов исторических событий периода Войска Польского и Красной Армии.

2

1

 

0_76426_602e5bec_orig

0_76424_3c2695a0_orig

Сражение имело не только военное, но и политическое значение. Западным политикам в преддверии Тегеранской конференции было показано существование в СССР польских сил, располагающих собственной армией, способной принять участие в освобождении Родины. Белорусская земля дала в руки Сталина крупный козырь, ясно говорящий: тот, кто помог польским военным формированиям встать на ноги (и подтвердить свою силу в бою), тот и будет распространять свое политическое влияние на республику к западу от Бреста. Но в разговорах встретившихся в Ленино образца 2012 года этим мотивам места не было: основной темой было братство по оружию, а также пожелание возродить славу Музея советско-польского боевого содружества. Ведь созданное в 1968 году учреждение культуры в былые времена привлекало толпы посетителей: так, в один из годов конца 1970-х музей принял 75 тысяч посетителей! Кстати, о самой 1-й дивизии: по состоянию на лето 1943 года, до первого боя, в ней числились 108 белорусов плюс среди 13 520 солдат, записанных как поляки, многие были нашими этническими соотечественниками.

0_7642c_15504d87_orig

5zjy6GIS7D8

Lv_OijnQxc0

Встреча работников музея, реконструкторов с одной стороны и поляками с другой выдалась короткой – уже в потемках:  прилететь вовремя гостям помешал мокрый снег, накрывший варшавский аэропорт. Но, измученные дорогой, поляки не только отстояли торжественную часть, речи которой прозвучали под звуки национальных гимнов их родины и Беларуси, но и прошлись по экспозиции. На часах, у плиты, показывающей путь 1-й польской дивизии, впоследствии разросшейся армии, стояли униформисты в обмундировании частей РККА и Войска Польского. Именно реконструкторы – около 10 человек, среди них две девушки – оживили, расцветили встречу представителей двух стран. Такой ход дал приехавшим в этот октябрьский день в Ленино ответ на вопрос, как именно нужно оживить интерес современной молодежи к прошлому. И они поделились своими мыслями с корреспондентом «ТиО», по совместительству – стрелком-костюшковцем польской секции группы военно-исторической реконструкции «Товарищи по оружию».

0_7642b_4464ec88_orig

UuyRrhjp28c

rQtU3SztsUw

Ядвига Зысь, заместитель начальника фондовых хранилищ Музея истории и краеведения Поморского воеводства:

– Лишний раз убедилась: реконструкция и музейное дело созданы друг для друга. В XXI веке стиль работы по схеме «экспозиция–указка–хорошо поставленный голос» уже не работает. Поход в музей перестал восприниматься подростками, молодежью как священнодействие. Интернет, мультимедиа, социальные сети обходят нас, музейщиков старой школы. Но стоять и смотреть на то, как вещи, без которых не может себя мыслить любой современный европеец, щелкают тебе по носу в твоей же профессии, нельзя. Остается только брать технологии на вооружение. Вот, например, за главной плитой – подробная схема движения подразделений дивизии на запад, прекрасная художественная диорама. К сожалению, план, словно срисованный с карты, морально устарел, вы согласны? Я бы подумала о создании анимированной картины, образы которой движутся в реальном времени. Манекен в солдатской форме тоже хорош, но было бы интереснее, чтобы экскурсовод, одетый в галифе, мундир, шинель или ватник сам рассказал о том, что на нем надето. Есть множество секретов и в конструкции оружия, и в деталях обмундирования: все эти бытовые мелочи чаще привлекают гостя, чем бесконечные пересказы, какой полк откуда выдвигался и куда направлялся. Таким образом или работник музея, или приглашенный униформист как промарширует, так и приемы владения холодным оружием покажет – наглядность давно нужно сделать коньком белорусских музеев. Подвижки в этом направлении у моих коллег из РБ есть. Готовясь к поездке в Беларусь, я читала в интернете – Горецкий музей имеет целый театр из штатных сотрудников, играющих в апартаментах экспозиции. Этот опыт нужно перенять: мне уже видятся ряды шведских мушкетеров и крылатых гусар Речи Посполитой во внутреннем дворике нашего Поморского музея.

 

MyK3nXz76uM n4eYcDMcVU0

Ольгерд Пшоновский, директор общественного фонда «Поляки во Второй Мировой войне»:

– Отдельное спасибо надо сказать ребятам в польской и советской форме: они даже не представляют, какой вклад в популяризацию культурного обмена между двумя народами вносят. Вообще музеи типа этого с их помощью должны перейти на следующий этап своей эволюции. Я помню, как меня школьником еще тягали на обязательные экскурсии в историко-археологический музей родного Сандомира. Водят по коридорам и останавливают то тут, то там с монологами по полчаса. Ужас! Видимо, это неприятие и предопределило будущее призвание общественного деятеля, часто занимающегося проблемами музейного дела. Скажу так: лично я готов помочь организовать приезды сюда реконструкторов-поляков, специализирующихся по Второй мировой войне. И неважно, будет ли лейтмотивом будущих мероприятий сражение при Ленино или штурм Поморского вала. Да хоть бои под Берлином – Зееловские высоты – тут организуем. Главное, чтобы музей согласился стать площадкой всех событий: дать возможность переодеться, помыться, перекусить, от дождя отсидеться. Местные школьники смогут организовать свой собственный клуб реконструкции. В отдаленном будущем, вслед за всеми теми, кто воссоздает быт воинов советско-германского, или Восточного, фронта, сюда подтянутся те, кто представляет поляков, воевавших в составе британских войск на Западе и в Норвегии в 1940-м, в Северной Африке и Италии, Палестине... Главное, чтобы местные деятели культуры были радушны к гостям: я знаю, что в Горках у БГСХА есть прекрасные общежития, места для питания. Рядом Могилев с его Буйничским полем – вот и дополнительный пункт, куда могут съездить приезжие со всей Польши. Для создания в Ленино центра реконструкторского движения нужно взяться энтузиастам – и все получится. И, как вижу, они есть: солдаты-униформисты не только обмундировались, но и по хозяйству музею помогли. С этого все и начинается.

Изображение 177

Изображение 221 Изображение 274

Изображение 303

Изображение 308

https://www.traditionrolex.com/8