Через неделю Белорусская железная дорога сделает еще один большой шаг ко внедрению «Нового формата пассажирских перевозок». Привычные пассажирам наименования поездов уступят место новым, «новоформатным».
Новый номер, новое имя
На прошлой неделе на транспортном форуме появилась фотография одного из гомельских вокзальных объявлений, из которого следовало, что поезда Гомельского направления с 3 ноября меняют свою нумерацию.
Пассажиры стран СНГ привыкли к тому, что поезда с номерами от 1 до 148 – это скорые, дальше следуют скоростные, ускоренные, сезонные и разового назначения, а массив «шестисотых» номеров – это обычные местные поезда, следующие в пределах страны.
Фото с форума esmasoft.com
Как мы помним, к декабрю нынешнего года обещали электрифицировать линию до Жлобина, и на форумах высказывались догадки, что «передвижки» скорых поездов в обычные местные связаны с тем, что по этому направлению пустят скоростные «Штадлеры», а остальные поезда на Гомель станут обычными пассажирскими.
Покопавшись в электронном расписании системы «Экспресс-3» (любой может сделать это самостоятельно через терминалы на вокзалах или сайт БЖД), форумчане вычислили все поезда, нумерация которых будет изменена:
95/96 скорый Гомель-Минск-Гомель - получит номер 643/644
97/98 скорый Гомель-Минск-Гомель - получит номер 671/672
105/106 скорый Минск-Брест-Минск - получит номер 645/646
107/108 скорый Гомель-Минск-Гомель - получит номер 647/648
109/110 скорый Могилев-Брест-Могилев - получит номер 649/650
111/112 скорый Минск-Брест-Минск - получит номер 651/652
117/118 скорый Витебск-Минск-Витебск - получит номер 653/654
137/138 скорый Минск-Гродно-Минск - получит номер 655/656
141/142 скорый Витебск-Брест-Витебск - получит номер 657/658
143/144 скорый Могилев-Минск-Могилев - получит номер 659/660
145/146 скорый Брест-Коммунары-Брест - получит номер 661/662
801/802 пассажирский Минск-Брест-Минск - получит номер 663/664, по отдельным дням добавится 681/682
803/804 пассажирский Минск-Брест-Минск - получит номер 667/668
805/806 пассажирский Гомель-Минск-Гомель - получит номер 669/670
Пару дней назад на одной из страниц сайта БЖД появилось извещение: «Внимание! В связи с началом курсирования с 03.11.2012 поездов межрегиональных линий экономкласса изменяется действующая нумерация ряда поездов», и приведен этот же список поездов, который интернет-пользователи «выковыряли» вручную. Больше никаких подробностей нигде не было опубликовано.
На крупнейшем русскоязычном железнодорожном форуме появились и такие сообщения: «Новый формат таки принесет новые ценники. «Экс-пригород» будет по 700 руб. за зону. ЭПг на привычных нам маршрутах – 3500»; «Я тут на вокзале еще раз перечитал плакат, где черным по белому написано, что регионалки экономкласса не останавливаются в населенных пунктах менее 5 тыщ населения». С целью выяснить, имеют ли эти разговоры что-нибудь общее с действительностью, мы дозвонились до заместителя начальника пассажирской службы БЖД Сергея Мацкевича. Он поведал нам, что в рамках постепенного перехода на «новый формат пассажирских перевозок» и проводятся вот эти ноябрьские изменения.
Упомянутые «поезда межрегиональных линий экономкласса» – это те самые скорые и пассажирские поезда, которые ходят сейчас и соединяют областные центры друг с другом и с Минском. То есть прежний скорый поезд № 95 Гомель–Минск станет поездом межрегиональных линий экономкласса № 643 Гомель–Минск. Специально новые маршруты под «межрегионалки» не создают. Номера поездов в массиве от 1 до 148 будут закреплены за международными поездами, а высвободившиеся номера другим поездам присваивать не будут: «У нас нет столько поездов», – поясняет Сергей Петрович.
А вот международные поезда будут именоваться по-прежнему: скорый поезд, пассажирский поезд. То есть «новый формат» – это исключительно внутрибелорусское новшество. Хотя нет, имеется одно исключение: поезда так называемых коммерческих линий – это составы, которые заказывает туристический оператор для вывоза туристов за границу. Раньше они именовались спецпоездами, а теперь будут называться коммерческими. По желанию заказчика такой состав может быть сформирован и для поездки внутри страны, но на памяти Сергея Мацкевича такого не случалось.
Пассажиров волнует вопрос: если скорым поездам присвоили номера местных, то не станут ли они от этого медленнее? А в том-то и дело, что не будет теперь деления на скорые, пассажирские, ускоренные, местные и прочие поезда. Теперь все внутренние поезда БЖД будут делиться на объявленные ранее категории в рамках «нового формата»: поезда городских линий, поезда региональных линий экономкласса и бизнес-класса, поезда межрегиональных линий экономкласса и бизнес-класса, поезда международных линий и поезда коммерческих линий.
На прежней скорости, но без прежних остановок
И на скорости поездов это радикально не скажется – некоторые из них будут идти на 3–5 минут меньше.
В связи с этой новой системой все внутренние поезда Беларуси, как было отмечено, припишут к одной из систем «линий». И понятия «пригородный электропоезд» тоже не останется. Привычные нам сегодня электрички до Тальки и дизели до Солигорска, а также все иные пригородные электро- и дизель-поезда будут именоваться поездами региональных линий экономкласса. Пожалуй, дикторам на станциях будет непросто: вместо прежнего короткого «Пригородный поезд до станции Молодечно отправится с 23-го пути через 5 минут» нужно будет говорить: «Поезд региональных линий экономкласса до станции Молодечно…» А привыкнут ли к этому нововведению пассажиры? Или будут по старинке называть поезда «пассажирскими» и «электронами»?
Что касается утверждений о том, будто бы «регионалки» не будут останавливаться у станций с населением менее 5 тысяч человек, то это не совсем соответствует действительности. Расписание пассажирских поездов будет пересмотрено и скорректировано. В новых «Правилах перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь», которые находятся на утверждении в Минюсте, сказано: «По решению Белорусской железной дороги количество остановок может быть изменено в связи с увеличением отсутствия устойчивого пассажиропотока». Скажем, теперешний поезд № 806 Минск–Гомель в 19.21 делает остановку на станции Красный Берег, где проживает менее двух с половиной тысяч человек. А уже в 19.35 там же останавливается пригородный поезд Осиповичи–Жлобин. В таких случаях, считает Сергей Мацкевич, нет смысла останавливать пассажирский поезд на некрупной станции. Поэтому из расписания движения некоторых пассажирских поездов уберут остановки на небольших станциях, а пригородные поезда будут по-прежнему останавливаться во всех регламентированных расписанием местах. Говоря новыми терминами, «поезда региональных линий экономкласса» будут и дальше задерживаться «у каждого столба», а у некоторых «поездов межрегиональных линий» число остановок может и уменьшиться.
В новые «Правила» внесены изменения и по поводу перевозки велосипедов в поездах – решение должно быть принято в течение 10 дней. Возможно, отныне проблемы, в которые довольно часто попадают наши читатели-велосипедисты, канут в прошлое вместе с самим понятием «электричка», хе-хе.
А цены, цены?
Что касается цен на билеты, в Минюст также был отправлен запрос о повышении тарифов – Сергей Мацкевич говорит, что новые цены «уже можно приводить». То есть, возможно, с того же 3 ноября или с понедельника, 5 ноября, тарифы вырастут почти на 17% и первые 5 км пути на пригородном поезде будут стоить уже 700 рублей (сейчас – 600), а каждый последующий километр – 70 рублей (сейчас – 60). Иными словами, если нынче билет от Минска до Молодечно (77 км) стоит 4920 рублей, то в ноябре на «поезд региональных линий экономкласса» он будет стоить 5740 рублей. Повышение цены билетов неизбежно, считает Сергей Петрович: «Стоимость проезда в пассажирском поезде из Минска до Гомеля стоит пачку масла сливочного. Как бы смешно, или нет?»
Однако на этом преобразование «железки» не закончится. Заместитель начальника отдела идеологии и социально-культурной работы, руководитель пресс-центра БЖД Татьяна Бондарева отмечает: «Претворение в жизнь внедрения нового формата – это поэтапно, и даже не в пятилетку будет сделано».