https://www.traditionrolex.com/8
<p>Время футбола в ЮАР, спустя более 2 лет после окончания чемпионата мира, продолжается. Кое-что из опыта этой страны не грех перенять и Беларуси</p>

Время футбола в ЮАР, спустя более 2 лет после окончания чемпионата мира, продолжается. Кое-что из опыта этой страны не грех перенять и Беларуси, сообщает ONT.BY.

Спустя два с половиной года после финального матча чемпионата планеты Сенако Мнага, владелец сувенирной лавки в Претории, живет не только воспоминаниями о футболе, но и деньгами, заработанными на нем. В дни чемпионата от продажи одних только «вувузел», африканских дудок с неприятным звуком, за день он получал свой обычный месячный заработок.

Сенако Мнага, продавец сувениров (ЮАР): «Это было просто супервыгодное время. Каждый день были толпы туристов. Дела шли отлично! За время чемпионата мы сделали столько денег, сколько прежде нам даже и не снилось. Впрочем, и эти два года после чемпионата туристов больше, чем было до него. И главное, нас перестали поголовно считать бандитами с большой дороги. Это тоже помогло моему скромному бизнесу».

Доходы продавца сувениров, конечно, капля в море по сравнению с общей футбольной прибылью Южно-Африканской Республики. В общей сложности на подготовку к чемпионату в стране ушло около $4 млрд. Общий же доход от спортивного шоу составил около $5 млрд. В итоге чистая прибыль – около миллиарда долларов. Но и эти финансовые подсчеты нельзя назвать окончательно точными. Помимо прямых доходов, есть доходы косвенные.

Виктор Машабела, начальник Департамента Министерства промышленности и торговли (ЮАР): «Современные автострады, аэропорты, скоростная железнодорожная линия, новые линии коммуникаций, те же стадионы – все это долгосрочные капиталовложения. Более того, было создано 120 тысяч рабочих мест. А это для нас очень важно».

101977635_crop_650x440

Конечно, многие рабочие места были временными, но для страны с почти 25-процентной безработицей и это, что называется, за счастье. К тому же некоторые из тех еще футбольных проектов живы и по сей день. Например, модернизация дорожной сети не закончилась ремонтом нескольких главных автобанов. Реконструкция, начатая к чемпионату, и сегодня дает работу многим южноафриканцам.

Мазелу Мушама, рабочий (ЮАР): «В месяц около 300–400 долларов. Это, конечно, совсем не большие деньги. Но в моей семье из пяти человек четверо – безработные».

Конечно же, чемпионат оставил после себя и немало проблем. В частности, те десять футбольных стадионов, что было построено и восстановлено к чемпионату, сегодня стоят, что называется, без работы.

Вот уже два года футбольный стадион в Дурбане, как и еще несколько в Кейптауне, Блюмфонтейне и других городах ЮАР по сути пустуют. Но южноафриканцы могут себе это позволить. По большому счету, а точнее на 90–95% эти спортивные сооружения окупили себя еще во время самого чемпионата по футболу.

Кстати, в плане окупаемости предстоящий белорусский хоккейный кубок изначально в более выгодной ситуации. Матчи пройдут на двух ледовых площадках, и одна из них – «Минск-Арена» – уже себя окупает, и не только хоккейными матчами, но и выступлениями звёзд мирового шоу-бизнеса.

Белорусскую публику колумбийская звезда Шакира веселила гимном южно-африканского футбольного чемпионата. И хотя тот футбол давно закончился, песня о нем по сей день собирает трибуны.

Кто знает, быть может, и о белорусском хоккее еще споет планета. Тем более песня не только строить и жить помогает, но и развитию, например, туризма тоже способствует.

Виктор Машабела, начальник Департамента Министерства промышленности и торговли (ЮАР): «В нашу далекую Африку приехало полмиллиона туристов только на сам чемпионат. А вслед за ними поехали и те, кто прежде хотел, но не решался посетить ЮАР. Что же касается Беларуси, то с точки зрения географии, ваше положение объективно более выгодное, чем наше. Европейцу добраться к вам и проще, и дешевле».

Кстати, именно туризм был одной из основных околофутбольных статей доходов южноафриканского чемпионата. В 2010-м доходы южно-африканской туристической отрасли по сравнению с предыдущим годом увеличились на 80%.

Кейт Бребнор, глава торгово-промышленной палаты г. Йоханнесбург (ЮАР): «Чемпионат – самая большая пиар-кампания за всю историю нашей страны. Кстати, через полгода после чемпионата страна присоединилась к клубу наиболее быстро развивающихся стран БРИКС. Конечно, причина этому – в первую очередь экономика и политика, но и чемпионат, что называется, сыграл на руку. Он привлек внимание не только туристов, но и инвесторов. Мы показали всему миру свои возможности и ресурсы, изменили стереотипы, связанные с нашей историей».

vuvuzela_sa

Именно эти имиджевые дивиденды многие южноафриканцы считают главным эффектом от чемпионата. Такова позиция как действующей власти, так и ее оппонентов. Идею о бойкоте футбольного первенства местные политики расценивали не иначе как политическое самоубийство.

Джаскуис Смалле, депутат парламента (ЮАР): «Вы говорите, в Беларуси противники власти выступают за бойкот вашего чемпионата по хоккею. Ну, для начала, наша партия не противник власти, а ее оппонент. В остальном же мне сложно понять тех, кто агитирует против проведения в стране спортивных мероприятий столь высокого класса. Ведь сам факт уже повышает статус страны. Если кто-то против, значит, он против роста престижа страны. Мне, повторюсь, сложно это понять. Но как бы там ни было, это вряд ли добавит этим людям политического веса в обществе».

Футбольный кубок поднял престиж Южно-Африканской Республики на мировой арене, поднял и престиж самого футбола в этой стране. Особенно среди молодежи.

И хотя до чемпионов мира южноафриканцам еще далеко, стать лучшим футболистом планеты здесь мечтает почти каждый мальчишка, особенно в сельской местности.

И глядя на упорство и азарт этих мальчишек, понимаешь, что те стадионы, которые сегодня остались как будто не у дел, рано или поздно будут полными под завязку.

Белорусские ледовые арены полны уже сегодня, но африканской целеустремленности белорусам, пожалуй, все-таки не хватает. Это что касается хоккеистов и болельщиков. А вот организаторам предстоящего хоккейного кубка стоит обратить внимание еще и на китайскую предприимчивость. На африканском футболе китайцы заработали ненамного меньше, чем сами же африканцы. Все очень просто: 90% столь популярных африканских дудок «вувузел», ставших символом чемпионата-2010, были Made in China. А ведь туристу, конечно же, захочется купить что-нибудь исконно белорусское.

Подробности: http://ont.by/news/our_news/0081731
© ONT.BY
https://www.traditionrolex.com/8