https://www.traditionrolex.com/8
<p>...Признаться, никогда я еще не видела таких жестоких и зрелищных боев. Со всего маху рыцари били друг друга мечами, стремясь попасть по голове или по ногам противника, чтобы завалить его и уже всем весом обрушиться сверху. Вся эта железная бурлящая толпа норовила вот-вот выплеснуться из-за парапетов в зал, где собрались зрители. Наверное, и выплеснулась бы, если б специально выставленные охранники не удерживали изо всех сил этот вал… В минувшие выходные в  минском Дворце детей и молодежи прошел Международный турнир по историческому средневековому бою «Кубок вызова». Уже третий по счету.</p>

...Признаться, никогда я еще не видела таких жестоких и зрелищных боев. Со всего маху рыцари били друг друга мечами, стремясь попасть по голове или по ногам противника, чтобы завалить его и уже всем весом обрушиться сверху. Вся эта железная бурлящая толпа норовила вот-вот выплеснуться из-за парапетов в зал, где собрались зрители. Наверное, и выплеснулась бы, если б специально выставленные охранники не удерживали изо всех сил этот вал… В минувшие выходные в  минском Дворце детей и молодежи прошел Международный турнир по историческому средневековому бою «Кубок вызова». Уже третий по счету.

Накануне организаторы фестиваля подчеркнули, что формат мероприятия предполагает проведение исторических средневековых боев, и пообещали, что «война» будет в центре внимания. Так оно и случилось: не было здесь торговцев с различными средневековыми безделушками и снедью (если не считать, конечно, кафетерий в фойе, но там подавали вполне современный кофе), не было и музыкантов с волынками, гуслями и лирами. Не было даже ни одной девушки в историческом костюме. Но зато поединки шли один за другим. Желание победить любой ценой, азарт, адреналин, от которого в крови, словно тысячи иголочек – наверное, так чувствовали себя участники. Да, вот такая мужская империя!

DSC06163

К истории вопроса: кому – танцы, а кому – война

Не секрет, что современное рыцарское движение зародилось в 90-х годах прошлого века и выросло… из книг Джона Рональда Руэла Толкина. Некоторым молодым людям нравилось вживаться в роли полюбившихся героев. Дальше – больше. Вчерашним «толкинистам» стало недостаточно просто гулять в плащах из старых штор и в шлемах, сделанных своими руками из бабушкиных кастрюлек и мисок. Так возникло явление  под названием историческая реконструкция.

Воссоздать исторический костюм, соответствующий той или иной эпохе, для реконструкторов сделалось делом чести. Все должно было быть «как много веков назад»: уж если одежда, то из ткани, покрашенной вручную, и сшитая без использования машинки; если доспех, то выкованный по средневековой технологии; если оружие, то точная копия настоящего боевого меча или топора – только не заостренная. Музыка, танцы, театр, боевые искусства, кухня и быт средневековых жителей (причем как европейцев, так и, скажем, сарацин) – все это стало объектом пристального внимания реконструкторов. Очень разными оказались и временные рамки, в которых работали адепты движения: кому-то нравилась культура XII – XIII веков, а кто-то предпочитал «свою вторую жизнь» проживать в XVI столетии.

Как ни парадоксально, именно внимание к деталям губительно сказалось на историческом движении в целом. Оно стало распадаться на множество небольших течений: воссоздание эпохи викингов, реконструкция Европы XV века, древнерусское время.

Ко всему прочему и внутри этих ответвлений появились свои течения. Кому-то стало важно, чтобы каждый стежок соответствовал исторической правде, чтобы ткань была сделана именно из такого материала, как носили в выбранную эпоху и т. д. Отсюда выросло движение под названием living history, или «живая история». Больше всего оно получило распространение в Европе. «Живые историки» создают специальные деревни, где и ведут хозяйство так, как это было много веков назад: куют железо, сеют, жнут, прядут. Живут такие «деревни» за счет туристов. И, надо сказать, неплохо живут.

Другое направление – традиционные средневековые фестивали или мультифестивали – большие мероприятия, собирающие и рыцарей, сражающихся на пеших или конных турнирах, и прекрасных дам, танцующих старинные танцы, и музыкантов, и ремесленников, и жонглеров огнем. Одним словом, допускается участие реконструкторов разных эпох и регионов – главное, чтобы всем было весело, и чтобы был дух Средневековья. Впрочем, ограничения и правила здесь тоже есть.   

DSC06143

Третье направление – военизированное (именно к нему и относится «Кубок вызова»). Это исключительно исторический бой, причем рассматриваемый как спорт – жесткие правила, высокие требования к оружию и умениям бойца. Никаких менестрелей и танцев. Только состязания в силе, ловкости и умении держать удар противника. Здесь есть что-то от бокса (если турнир проходит в формате 1х1) и от футбола  (если это командное сражение). Хотя сравнивать, конечно, нельзя. Ведь основная «фишка» – сражение в полном историческом доспехе. А это ни много ни мало порядка 30 килограммов дополнительного веса.

Стоят девчонки, стоят в сторонке…

В этом году «Кубок вызова» собрал более 60 участников из Беларуси, России, Украины, Латвии, Израиля. Почему так мало? По мнению организаторов, потому что требования, предъявленные к бойцам, были довольно высокими. В итоге пройти критерии отбора смогли далеко не все желающие.

Между боями мне удалось пообщаться с одним из организаторов турнира «Кубок вызова», представителем клуба «Люцерн» Анной Кидрон.

– В чем особенность этого  фестиваля по сравнению с предыдущими?

– У нас появилось большее число стран-участниц. Кроме того, мы улучшили качество самого мероприятия. Вы видите специальное покрытие на ристалище, которое не скользит, более мощные ограждения, чтобы защитить наших зрителей. Ну и уровень участников тоже повыше. Это настоящие профессионалы.

– Как вы сами оцениваете нынешний фестиваль? Довольны?

– Мы довольны тем, что практически нет травм. Точнее есть, но несерьезные – синяки, ушибы. Это в некоторой степени нам комплимент, ведь если организация на высоте, то травм не будет.

– Все ваши участники мужчины. А как же девушки?

– К сожалению, для представительниц прекрасного пола номинаций пока нет. Мы бы и рады их создать, но ведь и участниц не хватает. В этом году изъявили желание сражаться несколько девушек, но их было так мало, что выделить их в особую группу мы не смогли, а отправлять на ринг наравне с мужчинами – это просто жестоко.

DSC06150

– Кстати, о жестокости. Бои, которые я сегодня видела, действительно, «не на жизнь, а насмерть». Такое ощущение, что бойцы могут и не остановиться вовремя…

– Это только впечатление. На самом деле все регламентировано правилами. И участники знают, что за их нарушение следует удаление с ринга. Более того, вся экипировка, доспехи и оружие проходят проверку. При малейшем несоответствии –  предупреждение и даже удаление (сначала желтая, а затем – при повторном нарушении – и красная карточка). Что же касается бескомпромиссности, то в Средневековье так и сражались – не на жизнь, а насмерть, вы правильно подметили. Но до смерти у нас не доходит, конечно.

– Бойцы, которых мы здесь сегодня видели, в обычной жизни кто?

– Самые разные люди. Это и юристы, и врачи, и бизнесмены. Но все довольно успешные. Кстати, некоторые из них в реконструкторском движении уже по 16–18 лет. Нас часто называют мечтателями, но наши мечты не на пустом месте. Посмотрите: все, что вы здесь видите, сделано нашими руками. И мы добьемся еще большего. Мне кажется, участие в сражениях многому учит – не сдаваться, упорно идти к победе, несмотря ни на что. И эти умения могут пригодиться и в обычной жизни.

Награды – лучшим

Пока мы с Анной общались, турнир подошел к концу, и началось награждение победителей. Первое место в номинации «5х5» заняла команда «Западная башня» из Калининграда. Серебро досталось команде «Сябры» от клуба «Люцерн» из Минска. А на третьем месте расположилась команда «Солянка», объединившая участников из Латвии, Израиля, Украины и Беларуси.

В профессиональных боях формата «1х1» лучшими стали Евгений Баранов из минского клуба «Люцерн», Петр Листопад («Западная башня», Калининград), Евгений Беденко, также представитель «Западной башни», и Михаил Моргулис из Израиля.

Среди юниоров (участники до 18 лет) самым сильным показал себя Никита Гриб, который приехал на турнир из Лиды.

Осталось только поздравить победителей и пожелать им новых побед. Ведь, переиначивая слова известной песни, в «войну» играют настоящие мужчины, трус не идет на «войну».

DSC06179

 

DSC06176

DSC06191

DSC06187

DSC06172

DSC06160

 

https://www.traditionrolex.com/8