Минский фестиваль фотографии: от корриды до гламура

18.02.2013 - Новости

Минский фестиваль фотографии: от корриды до гламура

В Минске стартовал первый фестиваль фотографии

15 февраля в столичной галерее «Университет культуры» стартовал первый Минский фестиваль фотографии. Точкой отсчета фестиваля стало торжественное открытие итоговой выставки Белорусского общественного объединения «Фотоискусство» с символичным названием «Ступени». Теперь до 3 марта каждый желающий может оценить современный уровень отечественный фотографии. Вопреки тому, что организаторы выставки формировали ее из совершенно разных по жанру и стилю работ (а может, как раз благодаря этому?) экспозиция получилась яркой, цельной и очень живой.    

Так какова же современная белорусская фотография? Прогуливаясь по залам галереи «Университет культуры», вы сможете найти собственный ответ на этот вопрос. Самый же очевидный – она разная. По жанрам и стилям, темам, к которым обращаются белорусские фотографы, и объектам, попадающим в их поле зрения. Гламур, перформанс, портрет, репортаж, острая социальная тематика – каждый из авторов, как отметила на открытии искусствовед Лариса Финкельштейн, идет по собственной дороге, ища то, что ему близко и дорого и попутно оттачивая фотографическое мастерство.   

1

Знаете ли вы, как выглядел Первочеловек, какими были Первопоэт, Первомузыкант и Первохудожник? Любителю перформансов, безусловно, придется по душе проект фотографа Александра Жерносека, предложившего свою совершенно ненаучную концепцию, согласно которой «люди искусства, растворяясь в своем творчестве, теряют в себе первооснову — Первочеловека. Поэты превращаются в слова, рифмы, фигуры речи... Музыканты, забывая себя, отдаются или предаются творчеству, будто любви с женщиной. Художник, с головой уходя в свое творчество, сам себе и арт, и холст, и краски». В образах Первопоэта, Первомузыканта, Первохудожника и Первочеловека легко узнать нашего современника, известного белорусского музыканта, поэта и художника Сергея Пукста.

2 В.Шарников

3 В.Шарников

Умеют шутить белорусские фотографы, что и говорить. Причем каждый по-своему.

Вот добрая знакомая ирония Владимира Шарникова, смягчающая суровую действительность белорусской деревни, – его работы из серии «Телеги»: «Пока лошадка отдыхает», «Одна лошадиная сила», «Автомобиль «Вартбург»: новая жизнь на белорусской земле».

– Выставляя свои работы, я понял, что горожане, особенно столичные жители, плохо представляют себе, что происходит сегодня в белорусской деревне, – рассказывает Владимир Шарников. – Однажды в книге отзывов кто-то написал: «А я и понятия не имел, что за пределами МКАД происходит такое!»

4 ВАСИЛЬ - ТИТОВ

5 ВАСИЛЬ  - ТИТОВ

Серия Василя Титова «Святая блакiтная крыніца» – это тоже репортаж, фотоповествование о христианском празднике с языческими корнями, который проходит каждый год в августе в Славгородском районе, та сторона жизни белорусской глубинки, о которой мало известно в больших городах, и которую путешествующий человек с фотоаппаратом открывает своим более ленивым соотечественникам.

6 3_800x530-1.tif

7 2_600x670-1.tif

Страшный «Чернобыльский сон» Сергея Плыткевича – черно-белая серия, так непохожая на хорошо известные публике его фотографические и издательские проекты, представляющие красоты Беларуси с высоты птичьего полета. Интересна и необычна история создания этой серии: по случайности пленки, на которых была запечатлена жизнь самоселов в Чернобыльской зоне, были испорчены горячей водой и склеены.

«Всю ночь не могу заснуть, переживаю за угробленные пленки и утром снова еду в лабораторию. Достаю из мусорки и раздираю – а вдруг что-то сохранилось? Просматриваю каждый кусочек на свет окна и – о, чудо! – меня осеняет: это же настоящий символ радиации, которая разъедает нашу жизнь! Это самый что ни на есть чернобыльский сон, который мне удалось зафиксировать! Я отбираю те кадры, в которых можно что-то разобрать, и принимаю решение подвергать термической обработке все последующие пленки из чернобыльских командировок», – рассказывает автор в аннотации к серии.

8 Качан_Вадим_04

Фото Вадима Качана

9 Качан_Вадим_02

10 АдамчикЕленаNo.2

Фото Алены Адамчик

11 АдамчикЕленаNo.5

Психологические портреты Вадима Качана, лирические «Ночные прогулки по Березине» Анатолия Дрибаса, коррида под знойным испанским солнцем (Алена Адамчик), романтическое «Дождливое настроение» Дмитрия Бельского, «гламурные» фотографии Михаила Маруги – экспозиция действительно получилась немножко «винегретом», впрочем, изготовленным из самых качественных «ингредиентов».

12  (2)

Известный белорусский фотограф Валерий Ведренко, работающий в жанре «фотопластики», представил на выставке четыре работы из серии «Поклон Гауди» и одну работу, которую сам в шутку назвал «Белорусское чудо». Свой выбор фотомастер объяснил так:

– Гауди – это то, над чем я сейчас работаю, и почти каждая выставка для меня – рабочий просмотр. Здесь меня интересовал колорит, формат и реакция публики. Правда, сначала я хотел показать другую серию – «Сумерки в Вишнево», но потом понял, что она будет тематически и эмоционально перекликаться с работами других авторов, и решил показать Гауди. Ведь и задача была – показать разную фотографию. «Белорусское чудо» – тоже фотопластика. Я сделал этот кадр в Клецком районе, где на глазах разрушается старая усадьба. С помощью фотошопа просто убрал фасад, оставив только портик… И получился символ нашего отношения, отношения белорусов к собственному историческому и культурному наследию. Это шутка, но очень горькая…

– Выставка, безусловно, получилась, и уровень хороший, – считает Валерий Ведренко. – Кураторам следует быть еще жестче при отборе картинок, но к такой эстетической диктатуре пока не готовы ни кураторы, ни авторы. Многие фотографии в сериях дублируют друг друга.

Если бы убрать по одной работе из почти каждой серии – экспозиция только выиграла бы. А в целом – организаторы с задачей справились. Лично мне на выставке не хватило портретов, психологической фотографии. Не гламурных инфантильных упражнений, а живых, реальных людей.

В рамках Минского фестиваля фотографии запланировано несколько интересных фотовыставок на других выставочных площадках белорусской столицы. Завершающим аккордом станет издание каталога, в который войдут все работы, представленные на этих выставках. Одним из самых интересных мероприятий фестиваля обещает стать международная конференция «Фотография в странах восточного партнерства: проблемы и решения», которая пройдет 21-22 марта в стенах Института журналистики БГУ.

Программа Минского фестиваля фотографии

Галерея «Университет культуры» (пл. Октябрьская, 1, Дворец Республики)

Итоговая выставка Белорусского общественного объединения «Фотоискусство» «Ступени»

Время работы выставки: с 15 февраля 2013 года по 3 марта 2013 года. Вход свободный!

Куратор выставки Виталий Ракович

 

19 февраля 2013 года

18.00 Галерея TUT.BY (ул. В. Хоружей, 1а, 6-й этаж, офис TUT.BY)

Открытие ретроспективной выставки Михаила Жилинского «Шаги в тишине»

Время работы выставки: с 19 февраля 2013 года по 12 марта 2013 года

Куратор выставки Марина Батюкова

 

20 февраля 2013 года

18.00 Музей истории города Минска (ул. Революционная, 10)

Открытие выставки «Зрительная память истории. Белорусская фотография 1960-х - 1980-х годов из фондов Народного фотоклуба «Мінск»

Время работы выставки: с 20 февраля 2013 года по 21 марта 2013 года

Куратор выставки Евгений Козюля

 

7 марта 2013 года

18.00 Галерея народного фотоклуба «Мінск» (ул. Козлова, 2)

Открытие фотовыставки Марины Батюковой «Каля нуля»

Время работы выставки: с 7 марта 2013 года по 21 марта 2013 года

 

21 марта 2013 года

10.00 Институт журналистики БГУ

Открытие международной конференции «Фотография в странах восточного партнерства: проблемы и решения»

Время проведения: с 21 марта 2013 года по 22 марта 2013 года

 

21 марта 2013 года

17.00 Галерея Михаила Савицкого (пл. Свободы, 15)

Открытие фотовыставки белорусских фоторепортеров «Когда журналистика становится искусством»

Торжественное закрытие Минского фестивали фотографии, вручение всем участникам объединенных каталогов

Время работы выставки: с 21 марта 2013 года по 3 апреля 2013 года

 

Организаторы Минского фестиваля фотографии – Белорусское общественное объединение «Фотоискусство» при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь и Министерства информации Республики Беларусь

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

18.02.2013 16:57
Елена
ответить

Спасибо за мнение. Согласна с Ведренко - отбор должен был быть жестче. И да, не хватает портретов
Аватар

18.02.2013 18:03
Эндрю Хавайский
ответить

Спасибо за скромное и тем душевное открытие выставки. В программе фестиваля не хватает информации о времени работы галерей, выходных днях и стоимости входа.
Аватар

18.02.2013 21:50
arabesk
ответить

вообще ничего не понравилось :(
Аватар

18.02.2013 22:47
Anonymous
ответить

Вот на таком уровне находится ФОТОИСКУССТВО. Даже отбор собственных фотографий организовать не в состоянии.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах