https://www.traditionrolex.com/8

 По этому поводу 28 февраля состоится международный гала-концерт, а приглашенные дирижеры провели пресс-конференцию, ставшую по сути творческой встречей с журналистами.

Юбилей оркестра будет отмечен действительно необычно. Для праздничной программы знаковые произведения подготовили четыре дирижера из разных стран. Это Саулюс Сандецкис (Литва), Инга Эрнст Райль (Германия), Валентин Жук (Нидерланды) и Евгений Бушков (Беларусь).

Художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк подчеркнул, что «отличительная черта камерного оркестра в том, что это всегда музыкальная элита, виртуозы. Именно в камерном оркестре уровень исполнения приближается к уровню сочинения… Поэтому Камерный оркестр Беларуси первым стал выезжать за границу, и по его концертам судили об уровне культуры нашей страны»

Юрий Гильдюк и все собравшиеся не раз вспомнили создателей и первых руководителей коллектива. Олег Янченко (основал оркестр в 1968 году) был выдающимся пианистом, учеником Генриха Нейгауза, а впоследствии стал органистом и композитором. Юрий Цирюк (руководил оркестром в 1969 – 1994 годы) начинал работать в Ленинграде, в оркестре Мравинского. Виталий Катаев, Петр Вандзиловский, Инга Эрнст Райль – все они внесли огромный творческий и человеческий вклад в развитие Камерного оркестра. Но и оркестр «дал свои, достойные «всходы»: например, «Классик-авангард» и многие другие; очень успешные карьеры сделали наши музыканты в разных странах мира».

Прославленный маэстро Саулюс Сандецкис дирижировал Камерным оркестром Беларуси, когда тот «был еще в пеленках. А сорок пять – это целая жизнь, это важный юбилей, потому что ваш уровень могут оценить те, кто реально работал, – свое поколение; в отличие, например, от 100-летия, когда «мы пахали», а музыкантов, тем более, создателей уже нет в живых. Литовские оркестры всегда соперничали с белорусскими, но общим контекстом была все же дружба – дирижеров, солистов, композиторов союзных республик. Так, Юрий Цирюк был интересен Святославу Рихтеру, и он много выступал с вашим Камерным оркестром. Это сотрудничество получило хороший резонанс – потому что творчески этим людям было очень многое дано… Так что, пробиваясь в космос, не забывайте свои корни. Это большая беда у нас в Литве, когда люди начинают историю с себя…»

Сам Сандецкис, получивший в свое время Золотую медаль из рук Герберта Караяна и трижды приглашавшийся Караяном на зальцбургские фестивали, дружил с Олегом Янченко. И юбилей коллектива совпал с юбилеем гостя: 45 лет назад состоялось его первое выступление в Минске. На концерт он привез подарок – первое сочинение Янченко для оркестра, рукопись с посвящением Сандецкису. Этот человек, действительно, живая легенда: ему посвятили свои произведения Шнитке и Щедрин, его имя носит консерватория в Шяуляе, и когда в СССР начались гонения на Ростроповича, он предложил ему работу в Вильнюсском оперном театре. Вот такая биография, культурное достояние.

Валентин Жук тоже с теплотой и благодарностью вспоминал о знакомстве и сотрудничестве с белорусским оркестром и его теперешним руководителем Евгением Бушковым.

Инга Райль приехал в Минск, когда ему был 21 год, и проработал у нас 22 года – таким образом, Камерный оркестр стал частью его личной судьбы. На гала-концерте он исполнит «концерт Стравинского – это философия музыки. Четыре часа репетиции с оркестром – это время, когда не важны все проблемы, а есть только музыка. Это такой кайф! Не везде это есть! Но это такой оркестр, что сначала я думаю: нас будет четверо, и наверное, это конкуренция… А потом понимаю: несмотря ни на что, у нас, дирижеров, все в порядке! Такой оркестр…»

Евгений Бушков, известный своим вниманием к современной музыке и интерпретациями классического наследия, предложит публике премьеру «Белорусского концерта» для цимбалов и струнного оркестра. Концерт был специально к юбилею заказан известному российскому композитору М. Бронеру. Солистка Вероника Прадед поразила маэстро не только виртуозным владением инструментом, но и участием в сочинении отдельных частей концерта – с учетом наилучшего звучания цимбалов. «Я горжусь тем, что для нас, для оркестра написан «Белорусский концерт» – это редкий случай, и это знак взаимного уважения наших стран и культур», – подчеркивает дирижер. Он стал главным дирижером Камерного оркестра в 2009 году, а впервые выступил в его составе, когда был учеником российской музыкальной школы. В те годы обычной практикой были обменные концерты творческой молодежи, артистов филармоний. Дирижер готов вернуться к этой теме в новом проекте. Он и сейчас, будучи заслуженным артистом России, продолжает выступать как скрипач в оркестре Юрия Башмета.

Вероника Прадед: «Уверена, что каждый инструмент развивается только благодаря оригинальному репертуару. Поэтому для нас этот концерт – огромное событие. И очень важно, что неакадемические цимбалы выходят на столь высокий уровень. Белорусский народный инструмент все чаще звучит на самых престижных площадках». Генеральный директор филармонии Александр Гарбар напомнил, что «и альт, и виолончель, и кларнет не были когда-то «первыми» в оркестрах, но талант исполнителей – Башмета, Ростроповича и других – вывел их на этот уровень. ...Недавно мы проанализировали: за последние 5 лет мы дали около 700 концертов в 35 странах мира. Нашему Камерному оркестру – 45, а симфоническому – 80. Многие годы мы показываем всему миру белорусскую культуру, искусство наших композиторов и музыкантов. Сравните это с ситуацией в спорте, с их медалями… Поэтому мы благодарны государству и спонсорской поддержке, которые позволяют музыкальной культуре развиваться, а нам – привлекать молодых музыкантов, вести наши многочисленные проекты и программы».

Вот такой получилась встреча нескучных музыкантов, взволнованных сегодняшним гала-концертом. А юбилей, действительно, замечательный – прежде всего для белорусской публики, которая по праву гордится своей культурой.

https://www.traditionrolex.com/8