https://www.traditionrolex.com/8

Прощеное воскресенье белорусской торговли. С чем придется мириться обеим сторонам прилавка, а что не может простить даже замминистра торговли Вячеслав Драгун? Это выяснил ведущий программ «Неделя» на СТВ.

– Существует негласное правило: стоимость чашки кофе определяет уровень цен, а значит, уровень обслуживания в отдельно взятой стране. И если сравнить среднюю чашку кофе в ресторанах среднего сегмента, то это порядка 2,5-3 евро и в Европе, и в Беларуси. Вы признаете такой критерий? Не завышена ли цена чашки кофе у нас?

Вячеслав Драгун: Признаю. Цена завышена. Но, скажем так, объект объекту рознь. Одна из причин такой ситуации, я считаю, отсутствие конкуренции. На сегодняшний день недостаточно объектов общественного питания, которые предлагают нам вот этот вот, как мы с вами считаем, минимальный ассортимент. Иногда действительно необходимо с кем-то встретиться, переговорить и чашка кофе – одно из условий диалога. Поэтому признаю. Да, есть тут проблема, и мы ее регулярно обсуждаем.

– Вы знаете, я больше скажу, что касается той же чашки кофе. Далеко не каждый ресторан, официант позволит заказать одну лишь чашку кофе. Или, если позволит, на тебя будет смотреть искоса, потому что, мол, им это невыгодно. Хотя в Европе это никому в голову не придет – ты можешь просто заказать стакан негазированной воды и сидеть полдня беседовать.

Вячеслав Драгун: В Европе официант, помимо зарплаты, получает еще и чаевые. Готовы ли мы сегодня к этому? У нас тоже официанты ждут чаевых. Но если человек у нас, условно, заказал стакан воды, то, наверное, ждать от него чаевых придется очень долго.

– А вы сколько чаевых оставляете? Вообще-то принято оставлять 10% или больше.

Вячеслав Драгун: Я оставляю, условно, какую-то мелочь. Допустим, если не хватает там 3-4 тысячи, я не требую сдачи. Но не 10%.

– Еще одна проблема, на которую обращал недавно внимание президент, – это уровень цен. Главное требование – нужно сдерживать необоснованный рост цен. Это вопрос к сфере торговли, к производителям? Или к тем и другим?

Вячеслав Драгун: Я считаю, что вопрос в плоскости производителя прежде всего. Потому что в торговле издержки в рамках торговой надбавки постоянные. Я не беру группу бутиковую – там индивидуальное обслуживание, эксклюзивные вещи и тому подобное. То есть магазины для среднего класса, обычного формата. Там, уверяю вас, никто не жирует. Другой вопрос, производитель и импортер. У него сегодня действительно никто не регулирует ценообразование. У него есть возможность любые затраты, которые он несет, закладывать в себестоимость. Я считаю, что это не совсем верно. Тем более, что президент объявил год бережливости. Я считаю, было бы нормально, чтобы каждый из производителей хотя бы на 10% свои издержки, затраты, расходы просто сократил. Это было бы выгодно и ему, и, наверное, всем нам. Торговлю всегда упрекают, что где-то в Европе или на другом континенте есть сногсшибательные скидки – 50%, 70%. Но забывают, что в сезон они работают с 300–400%-ной надбавкой. Почему возникают различного рада курьезные ситуации, драки, скандалы? Потому что это остатки. Там довольно ограниченный выбор. Это то, что осталось от коллекции. Но у нас это все представляется как манна небесная.  Это совершенно не так. Каждый считает свои деньги. Никто в убыток себе продавать не будет, иначе он просто разорится. Поэтому наш производитель, если он закладывает все свои расходы, должен предусматривать возможность отодвинуться по цене.

– А может быть, магазин должен договориться с производителем?

Вячеслав Драгун: Вот мы пытаемся это делать. На сегодняшний день мы создаем ассоциацию оптовых организаций и, возможно, в последующем будем инициировать создание холдинга. Именно для того, чтобы действительно достаточно крупным серьезным кругом выдвигать именно такие условия.

– Ваши коллеги, соседи по зданию – Министерство спорта – готовятся к предстоящему чемпионату мира. А вы-то готовитесь? Ваши продавцы в магазинах учат английский язык? 

Вячеслав Драгун: Да. Я вам честно признаюсь, у нас достаточно строго с этим. Сегодня, вы видите, ведется огромная стройка. Мы хотим к 2014 году все объекты завершить, чтобы и разместить гостей, и накормить. И нужно изучить английский язык. Есть уже определенные наработки и по волонтерам, которые будут помогать.

– Вы же понимаете, можно ресторанов настроить, а какая-нибудь продавщица, бабушка Галя, которая начинала еще в советское время и у нее тот еще менталитет, может испортить общее впечатление. Вот скажите честно, Вячеслав Леонидович, за что вам будет стыдно в сегменте отечественной торговли перед иностранцами, а за что не будет стыдно в следующем году?

Вячеслав Драгун:
Честно признаюсь – за узость ассортимента. То есть я считаю, что торговля предназначена для того, чтобы представить максимальный ассортимент. У человека должен быть выбор. Если он ограничен двумя-тремя наименованиями, я понимаю, ему хватает, но мне не хватает. И вот за это мне будет стыдно. Все остальное – технология отработанная. Не сомневаюсь, что бабушка заинтересована в том, чтобы как можно больше, скажем так, продать.

– Что будет с белорусской торговлей еще через пять лет? Будут со мной, с вами, с моими коллегами здороваться при входе и выходе из магазинов, а не только в бутиках, будут улыбаться на кассе и тоже говорить «Спасибо!»?

Вячеслав Драгун:
Встречать с шариками?!

– Необязательно с шариками. Хотя бы так же, как у наших соседей.

Вячеслав Драгун: Я предлагаю делать это обоюдно. Если мы будем здороваться первыми, то нам всегда ответят тем же. Я убедился именно на себе. Мне, честно скажу, приятно это делать. Когда заходишь, условно говоря, в ту же поликлинику, в киоск, еще куда-то, во-первых, у тебя есть возможность рассмотреть человека, посмотреть ему в глаза, когда ты с ним здороваешься, и появляется некий условный диалог с человеком. Поэтому я предлагаю первыми здороваться, тогда получите в ответ. А ждать, когда тебя обслужат или еще что-то! Я иногда тоже захожу в магазин и пытаюсь оглядываться и когда не нахожу никого из продавцов, я просто подаю голос: «Здравствуйте! Мне нужна ваша помощь». И все! И к тебе придут.

https://www.traditionrolex.com/8