https://www.traditionrolex.com/8
<p>20 марта московские художники-реставраторы, члены московской Студии военных художников имени М.Б. Грекова, провели замеры в Свято-Николаевском гарнизонном соборе на территории Брестской крепости. Результатом работы может стать восстановление росписей внутри храма</p>
Московские реставраторы взялись за восстановление росписей в гарнизонном соборе

Идея родилась 11 марта во время открытия выставки работ баталистов Студии в Художественном музее, занимающем южную казарму крепости. Директор студии Геннадий Соколов был впечатлен крепостью, и гарнизонным собором в том числе. Было высказано предложение помочь в восстановлении росписи стен и сводов храма – некоторые ее фрагменты сохранились. Почин поддержал Генеральный консул России в Бресте Никита Матковский. Никита Николаевич в разговоре с журналистом «Вечернего Бреста» подчеркнул: «Брестская крепость является общим достоянием белорусов и россиян. Наш нравственный долг – сохранить это святое место для потомков. В тех случаях, когда возможно восстановить утраченное, его надо восстанавливать. И воссоздание росписи внутри собора может быть одним из таких поступков. Я очень рад, что идею выдвинули «грековцы» – они настоящие профессионалы. Дилетантов к такому месту нельзя подпускать».

И вот в среду, 20 марта, московские художники-реставраторы, члены московской Студии военных художников имени М.Б. Грекова, провели замеры в Свято-Николаевском гарнизонном соборе на территории Брестской крепости. Результатом работы может стать восстановление росписей внутри храма.

Гарнизонный собор – действительно уникальное сооружение. Он был возведен в 1856–1879 годах по проекту выдающегося российского архитектора, одного из создателей так называемого «русского», или «византийского», стиля Давида Гримма (1823–1898). Давид Иванович являлся автором проектов многих культовых зданий, возведенных в Санкт-Петербурге, Тбилиси, Севастополе, Ливадии, Житомире и других городах Российской империи, а также Копенгагене, Женеве, Ницце, Вифлееме. Брестский гарнизонный собор был одним из крупнейших сооружений подобного рода. На его строительство и отделку пошли огромные по тем временам деньги – 140 тысяч рублей серебром. Кстати, именно здесь в августе 1886 года отмечал день своего тезоименитства император Александр III. Присутствовали почти все члены императорской семьи, включая наследника, будущего Николая II, и царский двор. В качестве одного из почетных гостей Брест посетил и наследник немецкого престола, будущий кайзер Вильгельм II. Почти через тридцать лет, придя к власти, они развяжут Первую мировую войну, но перед фотографами в Бресте Николай щеголял в мундире прусского офицера, а Вильгельм – русского.

1

К сожалению, неизвестно, кто был автором алтаря и росписей храма. Правда, репортеры, описывая пребывание императора в Бресте, не преминули сообщить, что «крепостной собор отделан в византийском стиле, он имеет один престол, во имя св. Николая Чудотворца, внутренность собора весьма изящна». После Первой мировой войны, когда Брест вошел в состав польского государства, православный храм был переоборудован под костел. В 1939 году, после прихода Красной Армии, культовое здание было приспособлено под красноармейский клуб. 22 июня 1941 года во время героической защиты крепости от немецких захватчиков здание несколько раз переходило из рук в руки.

Собор сильно пострадал, но не был разрушен. После войны он долгое время стоял без реставрации, но был включен в состав мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», что спасло его от сноса. В 1994 году храм был возвращен верующим, началась его постепенная реставрация, над собором вновь засиял золотой купол, появились колокола. Но внутренние работы продолжаются до сегодняшнего дня, хоть там постоянно проходят богослужения.

2

В Брест приехали художник-реставратор Иван Крившенко, архитекторы-дизайнеры Светлана Быстрова и Надежда Гуенкова. Художники Студии имени М.Б. Грекова участвовали в росписи или в восстановлении настенной живописи во многих церквях, в том числе – храма Христа Спасителя в Москве. Трое приехавших в Брест совсем недавно работали в Севастополе, возрождали фрески и картины в Свято-Владимирском соборе-усыпальнице русских адмиралов, в том числе П.С. Нахимова, М.П. Лазарева, В. Корнилова и В.И. Истомина. Работу, кстати, принимал лично министр обороны РФ Сергей Шойгу.

В Бресте москвичи работали только один день. Как сообщил Иван Крившенко, задачей было исследовать фрагменты старой росписи, произвести необходимые замеры. Как посетовал настоятель собора протоиерей Николай Кудласевич, сохранились совсем небольшие кусочки былой росписи, причем в основном под куполом храма.

3

После Бреста реставраторам предстоит кропотливая работа в архивах Москвы и Санкт-Петербурга – возможно, удастся найти фотографии или рисунки, на которых запечатлен интерьер собора. В любом случае будущая роспись будет максимально соответствовать аутентичной. Итогом исследования должен стать проект восстановления фресок, выполненный с использованием технологии 3D. Если дело дойдет до реставрации, то она будет выполнена в технике так называемой «силикатной живописи». В этом случае используется пористый материал на основе жидкого стекла, который пропускает через себя влагу и не позволяет росписи разрушаться.

4

Сказать, сколько времени займут исследования и разработка проекта, сегодня невозможно. Определенный срок будет потрачен и на согласования – собор является историко-культурным объектом, охраняемым государством, и без разрешения Минкульта РБ не обойтись. Сами же росписи, по мнению Ивана Крившенко, могут занять около года.

5

Кстати, «грековцы» приехали в Брест за счет своей организации. Но Никита Матковский убежден, что после разработки проекта по восстановлению росписей дело за спонсорами не станет.

Юрий Рубашевский

https://www.traditionrolex.com/8