https://www.traditionrolex.com/8
<p>Самый главный бренд, который знают венгры, — это трактор «Беларус». Также надеемся, что с приближением чемпионата мира по хоккею в Беларуси местных жителей заинтересует возможность приехать в Минск.</p>

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Венгрии и Словении Александр Хайновский рассказал газете «Минский курьер», почему венгры любят белорусские тракторы, как встречали в Будапеште известного белорусского дизайнера Владимира Цеслера и от чего зависит развитие прямого авиасообщения между нашими странами

— Александр Францевич, знаю, что, прежде чем стать послом в Венгрии, вы работали в этом же посольстве первым секретарем и советником. Наверняка первым лицом быть сложнее…

— Первый состав посольства, в котором я занимал должность первого секретаря, приступил к работе в венгерской столице в 2000 году. И фактически уже 13 лет моя судьба и профессиональная деятельность так или иначе связаны с этой страной. Сначала занимался консульскими и информационными делами, а в дальнейшем стал советником по политическим вопросам. В прошлом году был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Венгрии и Словении. Работать первым лицом непросто и крайне ответственно. Хотя моя задача облегчается тем, что в стране у меня много давних и хороших контактов. Говорить о каких-то осязаемых результатах работы через три месяца после прибытия, конечно, сложно: большая часть этого времени выпала на рождественский и новогодний периоды в странах Европы. Тем не менее я активно включился в работу.

— Быть послом в двух государствах — особая миссия?

— Конечно, работать на две столицы непросто. Но хорошие коммуникации с Любляной позволяют часто бывать и в Словении. Естественно, Беларусь не может открыть дипломатические представительства во всех иностранных государствах, а аккредитация по совместительству позволяет повысить эффективность нашей работы в соседних странах. При этом посольство наше совсем небольшое: посол, три дипломата и два административно-технических сотрудника.

— Как, на ваш взгляд, развиваются отношения Беларуси и Венгрии?

— Достаточно динамично, хотя пока мы не смогли выйти на докризисный уровень торговли. Пять лет назад, накануне мирового финансового кризиса, наш взаимный товарооборот приближался к 400 миллионам долларов. По итогам прошлого года он составил 210 миллионов. Сейчас активно работаем в этом направлении, поскольку для Беларуси экономические интересы — главная задача.

— Считается, что свою страну лучше всего представлять через культуру. Удается ли в полной мере использовать эту возможность?

— Действительно, традиционно одним из важных направлений работы посольства является популяризация белорусской культуры. Организуем выступ­ления самодеятельных и профессиональных музыкальных коллективов, фольклорных, которые здесь очень любят, а также танцевальных коллективов, выставки современных белорусских художников. Уже пять лет проводим в мае мероприятия под условным названием «may.by — майские встречи с Беларусью». В этом году планируем выставку белорусского костюма и живописи. Совместно с венгерской стороной три года назад нам впервые удалось провести Дни культуры Беларуси в Венгрии. Мы представили творчество знаменитого коллектива «Хорошки», показали выставку современных белорусских графиков, подготовленную Музеем современного изобразительного искусства Беларуси. Недавно в Будапеште открылась выставка плаката известного белорусского дизайнера Владимира Цеслера. Его нестандартный подход, интересное видение мира, юмор, присутствующий в работах, привлекли большое количество зрителей. Именно такие яркие проекты являются лучшим примером культурной дипломатии.

— Выставка Цеслера открылась в одной из лучших галерей Будапешта…

— Да, это очень известная галерея в самом центре города. Чтобы организовать в ней выставку, необходимо вести подготовительную работу заранее — за год до проведения мероприятия. Выставка Владимира Яковлевича продлится до 12 апреля.

— Насколько интенсивно происходит туристический обмен между нашими странами сегодня? Что тормозит развитие туризма? Может, отсутствие прямого авиарейса?

— Венгрия — популярное направление для туристов не только из стран бывшего СССР, но и со всего мира. Ежегодно сюда приезжают 10–15 миллионов туристов, а 10 процентов ВВП создается именно в туристической сфере. Конечно, это привлекательная страна. В Будапеште, например, любой турист может найти место по своим интересам. Кого-то увлекают концерты, выставки, театры, архитектура. Внимание других отдано знаменитым купальням, паркам отдыха. Если говорить о туристических потоках между Беларусью и Венгрией, то они пока направлены в основном в Венгрию. Однако мы занимаемся привлечением венгерских туристов. Их привлекает в нашей стране охота, природа, возможность увидеть редкие виды птиц.

Конечно, сложность логистики затрудняет туристический обмен. Из Беларуси туристы едут в основном автобусами через Польшу с продолжением маршрута в Будапешт. Открытие прямого авиарейса помогло бы не только развитию туризма, но и деловым контактам. Как раз сейчас вместе с венгерским послом в Минске и компанией «Бел­авиа» активно работаем над этой темой.

— Лично у вас есть любимые места в Венгрии?

— В Венгрии любой может найти для себя что-то занимательное. Здесь интересная архитектура, исторические памятники. Я очень люблю Будапешт, а также советовал бы белорусам, приезжающим в Венгрию, посетить озеро Балатон и термальные купальни.

— Как отдыхаете от посольской службы?

— Зачастую работаем не только в будни, но и в выходные, постоянно контактируем с нашими делегациями и спортивными командами, которые часто посещают Венгрию. В свободное время с радостью хожу в театр, где отдыхаю душой.

— Какие белорусские и минские бренды уже знают жители Венгрии, а какие еще предстоит продвинуть?

— Самый главный бренд, который знают венгры, — это трактор «Беларус». Также надеемся, что с приближением чемпионата мира по хоккею в Беларуси местных жителей заинтересует возможность приехать в Минск.

Владимир Жданович

https://www.traditionrolex.com/8