https://www.traditionrolex.com/8
<p>Было интересно узнать, как нижегородцы долгие годы усилиями многих энтузиастов переделывали «оружейню» в центр тусовки и знаковых визитов звезд искусства евроазиатской, а то и всемирной величины</p>
Недавно в  отеле «Эрмитаж» шла речь об опыте Нижнего Новгорода, где в бывшем Арсенале устроили Центр современного искусства, рассказывает «Брестский курьер».

Встречу с директором Приволжского государственного Центра современного искусства Анной Гор  организовала Ассоциация менеджеров культуры, которая у меня лично уже привычно ассоциируется с разработкой концепции регенерации и ревитализации Брестской крепости преимущественно российскими специалистами.

Было интересно узнать, как нижегородцы долгие годы усилиями многих энтузиастов переделывали «оружейню» в центр тусовки и знаковых визитов звезд искусства евроазиатской, а то и всемирной величины.  Строили «в атмосфере Бориса Немцова еще», который на открытии их центра сказал, что «помог тем, что не мешал».

Теперь  наполовину  отстроенный Арсенал уже вошел в цепочку российских Центров современной культуры, рассказала Анна Гор аудитории, состоявшей в основном из студентов-архитекторов. Центр обслуживает более чем миллионный город,  в его орбиту так или иначе постоянно вовлечено около 40 тысяч человек.

«Не можем напрямую сами, так вот нас научат», – подумалось мне. И вспомнилось свое. Вспомнилось, а потом сформулировалось в вопрос. Оный я и задал уважаемой Анне Гор. «В 1995 году к нам на конференцию по реформе системы образования приехала учительница из-за Урала. Сказала, что хочет хоть что-нибудь позаимствовать у нас, потому что мы ближе к Европе. Второе. В одном из немецких городов (размером с белорусский райцентр, 40 тысяч населения), где  мне довелось побывать, 6 (!) таких Центров современного искусства.  Что думаете по этому поводу?»

Искусствовед сказала буквально следующее: «Не буду скрывать, у немцев культурный менеджмент  поставлен блестяще, и нам до их уровня еще как до… Но зато мы делаем практические шаги, и дорогу осилит идущий».

Кстати, у  нас  в  общественно-культурном центре  недавно проходила выставка работ  брестских художников. На мой взгляд, она – очередное зеркало «самодостаточности» нашей культуры. И что-то не слышно было про авторские встречи, мастер-классы. Значит, не напишут школяры о своих впечатлениях. Не высекут искру собственной мысли студенты – ведь очевидно: менеджмент отсутствует. Как отсутствует он и в книгопродаже, где брестские авторы по большей части замкнулись в своем кругу. Они сами свои романы-вершы пишут, сами на свои деньги издают и, наконец, сами покупают друг у друга… 

Так что визит в наш город  нижегородцев в этом смысле плюс. Очевидно, неплохо было бы, если бы они еще практически могли  сказать, где  и как они видят у нас брестский Арсенал. Ведь в крепости, в кольцевой казарме,  есть Художественный музей. Его плошади, пожалуй, поспорят с выставочными мощностями центра в Нижнем (там всего 400 кв. м).

Один из знакомых, комментируя тематику и  вектор усилий  «культуртрегеров» и «менеджеров» (так на визитках)  из  страны-соседки, процитировал минского культуролога и поэта Михаила Анемподистова. Формула его такова: «В России поняли, что на культуре можно зарабатывать деньги, и неплохие. Поэтому появился целый пласт «менеджеров», овладевших терминологией, перенявших западные технологии  и удачно охмуряющих обладателей больших денег, власти предержащие и некритически мыслящих «пользователей» искусства. Но каким оно может быть у нас и какими своеобразными чертами оно может быть интересно гостям из-за рубежа – об этом можем знать лучше всех только мы, национальные художники. Поэтому не надо нас водить в школу. Тем более за наши деньги  или перенимая у нас деньги Евросоюза…»

По-моему, пока проект «Брест-2019» живет за деньги господина Микулика, патриота родного города. Если ошибаюсь, пусть меня поправят. Но те, кто слышал мудрый «Народны альбом», автором которого является поэт Анемподистов, не могут не принять во внимание его оценку.

Евгений БЕЛАСИН

https://www.traditionrolex.com/8