https://www.traditionrolex.com/8
<p>В ближайшее время ожидается решение Министерства культуры, которое может поспособствовать возникновению в Гомеле музея деревянного зодчества под открытым небом</p>

Деревянное зодчество в нашем городе достойно сохранения, считают общественные активисты. Мы с ними абсолютно согласны, – говорит начальник отдела культуры горисполкома Екатерина Дегтярева. – Но полагаю, что сегодня эта проблема освещается односторонне. И зачастую не учитывается позиция городских властей.

Дело в том, что в ближайшее время Министерство культуры примет решение, которое может поспособствовать открытию в нашем городе музея деревянного зодчества под открытым небом. Сейчас в Минкульте уже находится обращение Общества белорусского языка имени Ф. Скорины и Гомельской молодежной краеведческой общественной организации «Толока» о придании статуса историко-культурной ценности домам по улице Волотовской и Парижской коммуны, часть которых может подвергнуться сносу, сообщают «Гомельские ведомости».

Резная «оболочка»

Деревянная резьба начала XX века в Гомеле создавалась при участии небольших еврейских бригад, которые брали заказы у горожан на резную отделку домов. «Аналогов такой деятельности много, поэтому они не являются уникальными», – считает Екатерина Викторовна. Таким образом, был создан деревянный стиль гомельского Посожья. Однако речь идет не об архитектурных отличиях домов, а об отдельных элементах деревянной резьбы. В зданиях ценна их внешняя «оболочка», к примеру, резные наличники. «Конструктивно строения не несут никакой ценности», – подчеркивает Екатерина Дегтярева. Примеров же подобного сохранения комплексной деревянной застройки, как в нашем городе, в Беларуси нет. Можно говорить не об уникальности конкретной застройки, а об уникальности гомельского стиля в целом. И сейчас работники Гомельского дворцово-паркового ансамбля разрабатывают экскурсионный маршрут, знакомящий с деревянным зодчеством.

Миллиард на реставрацию

– Городские власти упрекают в незаконном сносе дома № 23 по улице Волотовской. Это здание было снесено до того, как пришел запрет от Министерства культуры. К тому же это строение не уникально – его аналоги есть по улице Плеханова, Пролетарской, – поясняет Екатерина Викторовна.

В случае же придания, к примеру, дому по адресу Волотовская, 17 статуса историко-культурной ценности, за что ратуют активисты, речь идет не о реконструкции, а о его реставрации. «Ее приблизительная стоимость – миллиард белорусских рублей, – рассказывает начальник отдела культуры горисполкома. – Общественные организации такими средствами не располагают, поэтому мы им предложили найти инвестора, который готов взять этот дом и сделать из него музейный объект с коммерческой составляющей». Уже было такое обращение от инвестора, но в итоге он отказался из-за сложностей с содержанием данного объекта. На улице Пушкина также есть два деревянных дома, которые являются историко-культурной ценностью. Они находятся в аварийном состоянии. Городские власти также предлагали эти дома инвестору с целью создания туристического объекта. В итоге, узнав, какие обязательства налагаются по содержанию данных объектов, инвесторы и тут отказались.

История, обшитая сайдингом

Обсуждался и вопрос переноса, в частности, здания по улице Волотовской, 17. Однако пока общественные активисты не обращались в горисполком и облисполком с таким предложением. «Экономически нерационально переносить дома из исторического района на окраину города. Вряд ли кто-то из туристов туда поедет, – считает один из руководителей Гомельской молодежной краеведческой общественной организации «Толока» Мария Тульженкова. – Если же домам присвоят статус историко-культурной ценности, то по законодательству их нельзя будет переносить в другой район».

С данным мнением не согласна начальник отдела культуры горисполкома Екатерина Дегтярева. «К примеру, Музей народной архитектуры и быта находится за пределами Минска, – подчеркивает она. – И это полноценный туристический комплекс». Однако активисты краеведческой организации делают акцент на том, что в данном случае разговор идет о городской, а не сельской застройке. «Нужно адекватно относится к веяниям времени, – комментирует такую позицию Екатерина Викторовна. – Многие дома потеряли былую историческую целостность. На месте старых окон – стеклопакеты, а стены обшиты сайдингом. Здесь не все так однозначно». На данный же момент инвестор приостановил снос деревянной застройки в ожидании решения Министерства культуры. «Сегодня мы собираем факты, которые дадут понять, насколько дома соответствуют первоначальному историческому виду, – поясняет Екатерина Дегтярева, – чтобы Минкульт понимал, что собирается сохранять». Экспертизу же домов на предмет историко-культурной ценности будут проводить минские специалисты.

Если дома по улице Волотовской не получат статуса историко-культурной ценности, то люди переедут в новые квартиры, а здания пойдут под снос. В обратном случае горожане останутся в домах, а возведение многоэтажной застройки прекратится. Причем люди не смогут без согласования с Министерством культуры проводить преобразования в своем жилье.

Кафе с лучинами?

Главный художник управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Леонид Мельников рассказал, что, в соответствии с генпланом, который уже разработан и утвержден, предусматривается создание Музея деревянного зодчества под открытым небом в районе улицы Крупской. «Мы еще три года назад начали работу по сбору фрагментов деревянного зодчества города. Речь пока не идет о переносе строений, потому что деревянные здания, простоявшие больше ста лет, в большинстве своем нетранспортабельны», – отмечает Леонид Иванович. Если же изба находится в аварийном состоянии, предполагается воссоздать ее копию. Дома музея должны служить объектами для посещения, где бы размещались, к примеру, мастерская по керамике, музей, старинное кафе. «Чтобы строения работали, притягивали туристов, горожан, а не просто стояли избы для фотосъемки издалека, – подчеркнул Леонид Мельников. – Если это жилое помещение, то кровать там будет деревянная, печка – каменная. Если ремесленная мастерская, то с глиной, гончарным кругом. В кафе будут деревянные лавки, керосиновые лампы или лучины. Нужно выбрать лучшие деревянные строения города и воссоздать маленькое пятнышко городской истории». Кстати, Музей истории города Гомеля уже собирает фрагменты деревянного зодчества домов, которые попадают под снос. Наличники, карнизы, коньки, элементы ковки, порожки – эти элементы сохраняются, чтобы использовать их в будущей экспозиции. По словам главного художника управления архитектуры и градостроительства горисполкома, создание подобного музея – дело недалекой перспективы.

Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ

https://www.traditionrolex.com/8