https://www.traditionrolex.com/8
<p>Все уперлось в получение визы, – сетует Анна Владимировна. – По интернету зарегистрироваться в консульстве не могут даже молодые, что уж говорить о нас, пенсионерах. В личной беседе объяснили нашу ситуацию работникам визового отдела. Они как будто не против выдать нам визы, но для этого, как поясняют, требуется разрешение консула. Не перечесть попыток, когда мы пытались дозвониться к консулу, но на звонки никто не отвечает. Хотели записаться к нему на прием, а нам говорят, что такая запись не ведется</p>

С августа прошлого года гродненка Анна Бернацкая с сестрой не могут получить визу в Польшу, чтобы навестить могилу деда, погибшего в Великую Отечественную войну, сообщает «Гродзенская праўда».

– Мой дед, Ефим Васильевич Уланович, ушел на фронт в 1944 году, почти сразу после освобождения Гродненщины от фашистов, – рассказывает Анна Владимировна. – Воевать пошел добровольно, ведь ему  как председателю первого, еще довоенного колхоза в Гудевичах предлагали заняться восстановлением хозяйства. Погиб 19 февраля 1945 года. В похоронке сообщалось, что его прах покоится в небольшом городке Рестц. Этот городок теперь находится на территории Польши. Туда с племянницей мне удалось выбраться только в 2009 году. Проблем с визой никаких не было, а вот место захоронения Ефима Васильевича нам найти не удалось.

Анна Бернацкая с племянницей тогда не знали, что еще в 1946 году прах их деда и других погибших солдат и офицеров был перезахоронен на воинском кладбище в городе Хощне, что неподалеку от  Щецина.

– Очень благодарна местным жителям, подсказавшим, что могилу деда нужно искать в Хощне, – говорит Анна Владимировна. – А еще больше признательна тем полякам, которые помогли не только добраться до Хощне, но и обустроиться на ночлег, уделили время, чтобы побывать с нами на воинском кладбище.

Могилу деда в 2009 году разыскать не удалось, потому что лишь на половине надгробных плит были таблички с фамилиями захороненных  бойцов. Фамилия Ефима Улановича на них не значилась. Где покоится дед, Анна Бернацкая узнала лишь в прошлом году, когда удалось обнаружить архивные данные. Они и указали точное место – прах Ефима Васильевича Улановича перезахоронен в могиле под номером 83.

 В том же 2012 году Анна Владимировна вместе с сестрой Еленой Владимировной решили обязательно побывать у могилы, где покоится их дед.

– Но все уперлось в получение визы, – сетует Анна Владимировна. – По интернету зарегистрироваться в консульстве не могут даже молодые, что уж говорить о нас, пенсионерах. В личной беседе объяснили нашу ситуацию работникам визового отдела. Они как будто не против, чтобы выдать нам визы, но для этого, как поясняют, требуется разрешение консула. Не перечесть попыток, когда мы пытались дозвониться к консулу, но на звонки никто не отвечает. Хотели записаться к нему на прием, а нам говорят, что такая запись не ведется.

Узнав о наших хождениях, подходили «доброжелатели»: мол, по 100 долларов с меня и сестры – и все с визами решится. Но у нас, пенсионеров, каждая копейка на счету. А с другой стороны очень обидно, что приходится чуть ли не выпрашивать визу на поездку к могиле родного человека, солдата, отдавшего жизнь не только за свою Родину, но и освобождение Польши от фашистов.

Может, стоит об этом задуматься польскому МИДу, польскому посольству в нашей стране, ведь при освобождении Польши погибли десятки тысяч белорусов. И на кладбище в Хощне, как свидетельствуют архивные документы, их покоится немало, в том числе и уроженцев Гродненщины. Думается, их родным тоже хотелось бы отдать дань уважения близким людям, захороненным на польской земле.

Может, стоит МИДам Беларуси и Польши совместно решить этот вопрос так, как это сделано между Беларусью и Литвой, когда на православную Радуницу и католический день поминовения предусмотрено упрощенное пересечение границы.

Иван ГАВРИЦКИЙ

https://www.traditionrolex.com/8