Наследие из Аргентины. Полотна нашего земляка Константина Гедды украшают могилевский музей

26.06.2013 - Новости

Наследие из Аргентины. Полотна нашего земляка Константина Гедды украшают могилевский музей

Имя художника Константина Гедды, жившего в Могилеве в довоенные годы, известно ценителям прекрасного, которые видели его работы в Могилевском областном художественном музее им. П.В. Масленикова

Имя художника Константина Гедды, жившего в Могилеве в довоенные годы, известно ценителям прекрасного, которые видели его работы в Могилевском областном художественном музее им. П.В. Масленикова, сообщают «Могилевские Ведомости».

Яркие сочные цвета одухотворяют жанровые сценки из жизни белорусских крестьян и аргентинских ковбоев—гаучо. На акварелях красуются и статные лошади, которых особенно любил изображать Константин Николаевич. Для историков и краеведов представляет интерес работа, на которой среди пышной зелени уютно расположился Иосифовский кафедральный собор.

Рисунки довоенного города

Зал Константина Гедды, который рисовал с натуры Могилев в 1920-е и 1930-е годы XX столетия, действует в художественном музее с 2008 года. Его открытию предшествовала персональная выставка художника: 84 работы — акварели, рисунки, картины — поступили десять лет назад в дар из Аргентины от дочери мастера Ирины Гедды с помощью двоюродного брата Олега Макаренко, живущего в нашем городе.

До той поры в Беларуси о Константине Николаевиче по большому счету знали только специалисты, поскольку в нашей стране его произведения можно было пересчитать по пальцам. Отдельные акварели хранятся в Национальном художественном музее в Минске, несколько живописных работ имеются в Национальном научно-просветительском центре им. Ф. Скорины.

— В Могилевском областном краеведческом музее имени Евдокима Романова находятся рисунки Гедды небольшого формата, но они ценны изображением с документальной точностью Могилева конца 1920 годов — с храмами, деревянными домами, украшенными резьбой: «Вид старого города с моста», «Вид на синагогу», «Вид резных ворот», «Городской пейзаж», «Вид с колокольни», — рассказывает заместитель директора художественного музея по научной работе Светлана Строгина.

Год назад умерла дочь художника Ирина Гедда.

В 2013 г. Посольство Республики Беларусь в Аргентинской Республике передало в адрес Могилевского художественного музея документы семейного архива мастера.

Ожидается и поступление художественного наследия Константина Николаевича, который последние тридцать лет жизни находился в Аргентине.

Семья мирового судьи

Архивные материалы семьи проливают свет на жизнь и творчество художника, имя которого для могилевчан практически возвращено из небытия.

— Константин Гедда, несомненно, талантливый художник. Он занимает особое место в истории искусства Беларуси, особенно в области анималистического жанра (изображение животных — ред.), — считает Светлана Викентьевна.

Документы из семейного архива позволяют более подробно узнать о родителях Константина Николаевича, его жизненном пути. В ближайшем будущем самые интересные займут достойное место в зале работ К.Гедды.

Его отец, Николай Гедда, имел юридическое образование, служил мировым судьей. Из Аргентины прибыл отцовский паспорт, выданный члену Могилевского уездного суда в 1909 году. Ранее Николай Николаевич служил в Вильно, где и родился в 1891 году будущий художник.

Имя Николая Гедды для могилевчан имеет значение в связи с тем, что действительный статский советник входил в состав временного строительного комитета по возведению в Могилеве церкви Трех Святителей: в 2014-м будет праздноваться столетие освящения собора.

В годы советской власти Николай Николаевич с женою проживали у своего сына Бориса.

В паспорт отца оказался вложен больничный листок, выданный врачом в связи с осмотром 15 января 1919 года. В том же году бывший судья умер в 66-летнем возрасте из-за болезни сердца.

— Николай Николаевич, его супруга и двое их детей похоронены на Мышаковском кладбище, — поясняет Светлана Строгина.—О матери художника рассказывает копия аттестата выпускницы Санкт-Петербургской музыкальной школы им.Ф.Руссо, дочери бухгалтера Екатерины Густавовны Липпойн, окончившей курс по классу игры на фортепиано с оценкой «очень хорошо».

Могилевский период

С переездом семьи в Могилев Константин Гедда, согласно свидетельству ученика, обучался с 22 августа 1909 г. по 5 июня 1910 г. в дополнительном классе Александровского реального училища. Имеется даже часть документа с подписью классного руководителя Б.Кленце. После переезда семьи в Санкт-Петербург Константин Николаевич брал уроки в городе на Неве в частной художественной школе М.Д. Берштейна, затем поступил в престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы участвовал в ученических выставках. С началом Первой мировой войны побывал на фронте в составе студенческого санитарного отряда. После окончания училища в 1918 г. Константин Николаевич вступает в профессиональный союз художников-живописцев Москвы «Сожин». В связи с наступившим голодом Константин Гедда вернулся в знакомый Могилев, где и осел более чем на два десятилетия.
— Константин Николаевич работал учителем рисования в Могилевской средней школе № 2, — рассказывает Светлана Строгина.

Вначале жизнь в провинции обрывает связи К. Гедды с художественной общественностью. Лишь в 1930-е годы, установив прочные контакты с Историческим музеем, мастер посвящает себя творчеству. Произведения К.Н.Гедды, погибшие вместе со зданием Исторического музея в начале Великой Отечественной войны, известны по фотографиям — историческое полотно «Восстание Наливайко», «Дуэль Пушкина», «Атака конницы», картина «Цыган на базаре покупает лошадь». В 1939 г. для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве художник нарисовал большое живописное полотно «Табун лошадей», работал над картиной «Первая конная» (1940).

В составе поступившего архива имеются документы, свидетельствующие о получении Константином Геддой государственного заказа на создание для республиканской выставки, посвященной 25-летию советской власти, картины  «У знатного конюха»: договор с Управлением по делам искусств БССР и письмо из областного земельного отдела заведующему Пропойским райзо тов. Степанову об оказании содействия художнику при работе над этюдами к картине в колхозе «Октябрь» и других хозяйствах. На письме написано о прибытии К.Гедды в «Октябрь» 10 мая и выбытии 12 мая 1941 года.

В то время знатным конюхом в Пропойской волости называли заведующего колхозной конефермой, одной из лучших в Белоруссии, участвовавшей в ВДНХ, депутата Верховного Совета СССР Никиту Ермолаевича Ботовкина. Впечатления, полученные на конеферме, подпитывали творчество художника, любившего изображать лошадей, все последующие годы его жизни. Госзаказ, срок исполнения которого датировался 1 августа 1942 года, судя по всему, мастер так и не выполнил.

Известно, что в годы войны художник зарабатывал на хлеб иконописью, выполняя работы для храмов.

Жизнь в эмиграции

В 1944 году с военными беженцами семья Константина Гедды вначале оказалась в Праге, затем в Австрии, где Константин Николаевич участвует в выставках, в качестве театрального художника сотрудничает с эмигрантским театром русских артистов. Поиски лучшей доли в 1948 г. приводят семью Гедды в Аргентину — в провинциальный городок Сан-Исидоро.

Память возвращала его в прошлое: К.Гедда пишет акварели с белорусскими мотивами—«Уборка сена», «У колодца», «Ярмарка», «Белорусский крестьянин». На картине «Тройка» с пролеткой, запряженной белыми конями, цыганистым кучером, в пассажирах угадываются царственные особы. Запечатлевает художник и аргентинскую действительность, рисуя простых людей. В те годы мастер плодо­творно работает над созданием более сотни иллюстраций к книгам русского писателя-эмигранта Н.Д. Коротеева: «Ярлык великого хана», «Карач-Мурза», «Железный хромец» и др. В 1953 году выставка работ Константина Гедды состоялась в престижной галерее Буэнос-Айреса –Ван-Риэль, что было для художника дорогим удовольствием. Еще одна выставка экспонировалась в школе.

Художник, творчество которого состоит из двух периодов—могилевского и аргентинского, — ушел из жизни в марте 1977 года.

Дочь Ирина стремилась к возвращению творческого наследия отца на его Родину, передав в 1990 г. в дар Советскому фонду культуры пять работ. В официальном письме председатель фонда академик Дмитрий Лихачев благодарит за участие в деле сохранения и приумножения богатств отечественной культуры, которое является долгом перед будущими поколениями.

Людмила ГРИШАНОВА

Рубрики: Музеи

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах