https://www.traditionrolex.com/8
<p>Признаюсь, когда я ехал в Несвиж на фестиваль «Тэатр Уршулі Радзівіл», рассчитывал увидеть реконструкцию буржуазного театрального искусства, в крайнем случае, стать свидетелем какого-нибудь невероятного перфоманса. Но, увы, ни того, ни другого в Несвиже почти не было. Тем не менее, невозможно остаться равнодушным, приехав в этот город, да и кое-какие точечные приятные моменты праздника, как выразилась одна из зрительниц, были. Но обо всем по порядку</p>

Признаюсь, когда я ехал в Несвиж на фестиваль «Тэатр Уршулі Радзівіл», рассчитывал увидеть реконструкцию буржуазного театрального искусства, в крайнем случае, стать свидетелем какого-нибудь невероятного перфоманса. Но, увы, ни того, ни другого в Несвиже почти не было. Тем не менее, невозможно остаться равнодушным, приехав в этот город, да и кое-какие точечные приятные моменты праздника, как выразилась одна из зрительниц, были. Но обо всем по порядку.

Добраться до Несвижа совсем не сложно. Есть способ простой – прямым автобусом из Минска. Я выбрал вариант сложнее и интереснее – на электричке до Городеи, а оттуда автобусом до места назначения. Такой путь занимает больше времени, зато обходится гораздо дешевле.

Вообще, Несвиж показался мне гостеприимным и удобным городом для человека «с улицы». Главный минус – автостанция сейчас находится на реконструкции, откуда и куда отправляются автобусы, я так и не понял. Но язык до Киева доведет. Местные жители еще не совсем ненавидят туристов, а многие даже их любят, поэтому при отсутствии коммуникационных преград этот недостаток сегодняшнего Несвижа можно смело вычеркнуть.

Image00001

С местом, где оставить рюкзак и надеяться на то, чтобы переночевать рядом с ним, тоже не все гладко, особенно в праздничные дни. Гостиница в Несвиже есть, но она далеко не резиновая. Привлекательность города растет быстрее, чем способность вмещать всех приезжих. Для гостей, не стесненных в средствах, есть номера в самом дворце. Условия проживания там сравнимы с княжескими, ну и цены – не для отечественных «бюджетников». Для последней категории, кроме гостиницы, есть еще, например, возможность остановиться в общежитии завода медицинских препаратов. Но я ехал на театральный фестиваль, а не в экстремальное путешествие, поэтому решил проверить старую схему, которая помогала в подобных случаях в других городах Беларуси, - попроситься на ночлег в местную церковь или костел. На схеме города (благо, в Несвиже много где встречаются такие схемы с достопримечательностями) я обнаружил монастырь бенедиктинок и решил «пробить» этот вариант. Если бы я был человеком образованным, то знал бы, что монашки покинули стены монастыря еще во время войны, а сейчас их оккупировали учащиеся Несвижского государственного колледжа имени Я. Коласа. Возможно, метровые (в толщину!) стены не для того возводились, чтобы оберегать сон будущих педагогов, и по праву должны быть возвращены католикам, но лучше уж дети, чем какое-нибудь административное здание или, упаси Бог, питейное заведение. Я решил, раз уж здесь, почему бы не спросить про лишнее койко-место. Не сразу, но комнату мне выделили. Во многом – благодаря сердобольности директора Журавлевой Елены Васильевны. Теперь место для сбрасывания рюкзака есть, и можно посвятить время тому, ради чего в Несвиж приехал, – театру.

Первое плановое мероприятие – кукольный спектакль «Міракль аб Уршулі» в дворцовом зале.

Image00002

Image00003

В XVIII в. в Беларуси еще не было профессиональных театров, только начинали появляться придворные. Первым таким театром, благодаря усилиям Урсулы Радзивилл (жены князя Михаила Казимира Радзивилла, называемого «Рыбонькой»), стал театр в Несвиже. Произведения для своего театра княгиня писала сама. Это были домашние постановки, в которых принимали участие не только хозяева, но гости и даже прислуга.

То, что было продемонстрировано зрителям сейчас, нельзя назвать некой реконструкцией, скорее – современной историей о том, как князья «играли в театр» тогда. Участники Белорусского государственного театра кукол подошли к делу не только с умом, но и с любовью. А это заслуживает аплодисментов. А я, как самый любопытный, после представления даже напросился на мастер-класс к режиссеру Александру Янушкевичу.

Image00008

Немного насытившись буржуазным искусством, я вдруг попал в безвременье за дворцовыми стенами, где с трудом догадывался, какую эпоху и какое государство представляли ряженые в исторических костюмах. Потом мне пришла в голову идея воспринимать все происходящее как испорченную машину времени и не удивляться французам эпохи Людовика XIV, петербуржской знати времен Федора Михайловича и белорусским крестьянам. В конце концов, немногочисленным зрителям подобный симбиоз был в радость. А некоторые даже подтанцовывали белорусским коллективам «Талака» и «Ветах». Народное оказалось ближе праздному люду, чем буржуазное, запертое во внутреннем дворике.

Image00004

Image00005

А там тем временем случилось главное событие – спектакль под открытым небом. Показ был платным, но ничего невозможного для представителя газеты «Туризм и отдых» нет, поэтому могу рассказать, что увидел прямо из эпицентра. Само событие порадовало, официальное отношение к нему – немного огорчило. Билеты были не дешевые (от 60 000 руб.), возможно, поэтому свободных мест в импровизированном зрительном зале оказалось много. Почему бы перед началом спектакля не запустить внутрь всех желающих – ну зачем такому событию пропадать напрасно? Сама же идея «делать театр» под открытым небом просто блестящая. Небо – лучший потолок для творчества. Об этом, кстати, и актриса, исполнительница главной роли Надежда Анципович после показа в гримерке поделилась. Вообще, после беседы с участниками Нового драматического театра Минска, которые привезли в Несвиж спектакль «Яблочный пирог», я не знаю, кто больше радовался происходящему: зрители или актеры. И еще раз повторюсь: это блестящая идея – устраивать театр под открытым небом! И еще раз: это блестящая идея – устраивать театр под открытым небом! Я очень-очень беспокоюсь, чтобы этот опыт не потерялся где-нибудь, а случился еще и еще раз.

Image00006

Image00007

Надо сказать, что и сценарий, и постановка, и декорации, и игра – все было на высоте. Новый драматический театр не упал в грязь лицом перед пристальными взглядами, как мне хотелось бы думать, князей.

А тем временем нужно было возвращаться к своему рюкзаку, который уже зовет в новые поездки по Беларуси.

https://www.traditionrolex.com/8