https://www.traditionrolex.com/8
<p>Всего на счету у Валерия Глыбовцева более 150 восхождений, и в их число входят подъемы на две высочайшие вершины горной системы Памира (Таджикистан): Пик Ленина – 7134 метров и Пик Корженевской – 7105 метров</p>

Почему люди взбираются в горы? Что толкает их рисковать жизнью ради покорения заснеженных вершин? На этот вопрос может ответить только тот, кто сам уже не раз совершал подобные подвиги – Валерий Глыбовцев, альпинист с 37-летним стажем, совершивший порядка полутора сотен восхождений и покоривший не один семитысячник. Он же – человек, вживую видевший лидеров кубинской революции, в прошлом член национальной сборной Беларуси по самбо и опытный «морж», а ныне – инструктор по альпинизму, заведующий туристско-спортивным отделом в ГУО «Гомельский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи», сообщают «Гомельские ведомости».

– Горы мне всегда были интересны, – рассказывает Валерий Маратович, – но особо полюбил я их после своего первого горнолыжного похода в Карпаты в 1976-м. Впечатлений я там набрался столько, что в том же году поехал покорять и Кавказское высокогорье.

Всего на счету у Валерия Глыбовцева более 150 восхождений, и в их число входят подъемы на две высочайшие вершины горной системы Памира (Таджикистан): Пик Ленина – 7134 метров и Пик Корженевской – 7105 метров.

– Высота особенно проявляется после рубежа в 6200 метров, – делится альпинист впечатлениями о своем первом подъеме на семитысячник Пик Ленина, – становится тяжело дышать, каждые 20 шагов приходится делать короткую остановку, отдыхать. Несмотря на это, наша команда пришла первой, и мы стали победителями чемпионата Беларуси в высотном классе. Все благодаря тренировкам. Вообще, если планируете подниматься на семитысячник, то лучше предварительно испытать свои силы на Эльбрусе, – продолжает Валерий Маратович. – Первый раз на эту кавказскую гору я поднялся в 80-м году, когда в Москве проводились Олимпийские игры. Тогда я не прошел предварительную адаптацию на Приэльбрусье – в Баксанском ущелье, так как принимал участие в соревнованиях на реке Тырны-Ауз-Су и сразу в составе сборной Беларуси пошел на восхождение. Поначалу было тяжело, от разреженного воздуха «трещала» голова. Но потом все прошло, спасло меня то, что я на седловине Эльбруса был постоянно в движении: делал чай, помогал ребятам из команды.

1

Каждый год, начиная со своего первого восхождения, Валерий Глыбовцев отправляется в горы, и это лето для него не исключение. Он проведет его на Кавказе, где будет тренировать альпинистов. Горы для Валерия Маратовича – это не просто увлечение всей его жизни, но и любимая профессия.

Родился будущий альпинист в поселке Азанка Тавдинского района Свердловской области. Там окончил школу, после чего с семьей переехал в Гомель, где закончил ПТУ № 6. Затем служил в армии три года: сначала в Литве, а потом на – Кубе, в то время, как только там затих Карибский кризис.

– Служил я в радиотехнических войсках, – вспоминает Валерий Маратович. – Мы обучали кубинцев эксплуатации радиолокационных станций, вместе несли дежурство. Наш сбор был следующим после тех советских солдат, которые пережили Карибский кризис. Наш приезд на Кубу был строго засекречен. Об этом говорит тот факт, что везли нас на остров в трюмах кораблей, одеты мы были в «гражданку», а на руках были липовые удостоверения рабочих. Все это делалось для того, чтобы американцы не узнали о присутствии советских войск. А потом меня перевели под столицу Кубы  Гавану. И там как-то на учениях на полигоне меня как радиста-отличника направили дежурить в штаб, где, наряду со всей высшей администрацией, был один из лидеров кубинской революции брат Фиделя Кастро Рауль Кастро, ему и остальным офицерам я обеспечивал связь.

2

По завершении службы Валерий Глыбовцев поступил в Минск в БПИ (нынешний БНТУ) на инженера-электрика. В институте занимался спортивным единоборством – самбо, входил в сборную республики. А потом по распределению снова вернулся в Гомель, где и познакомился с местными альпинистами, вступил в их клуб. Там он начал тренироваться и уже через некоторое время в составе команды стал периодически отправляться на восхождения в горы. Стоит отметить, что Валерий Маратович еще занимался зимним плаваньем, ежедневно по утрам на протяжении восьми лет купался в проруби. После он прошел всесоюзную школу инспекторов по альпинизму и спустя какое-то время стал работать на общественных началах тренером в клубе альпинистов, который открылся на базе завода металлоконструкций «Луч» (нынешний ОАО «Гомельский радиозавод»). Однако с распадом Советского Союза спортивный клуб на заводе закрыли. После чего Валерия Глыбовцева пригласили в Гомельский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи на должность заведующего туристско-спортивного отдела и руководителя кружка по скалолазанию. Там он работает и по сей день.

«Когда я пришел в центр, то в отведенном для занятий зале не было даже необходимых тренажеров и скалодрома, – делится Валерий Маратович. – Пришлось все делать своими руками. Первое время даже сами делали зацепы из клея ПВА и цемента, сейчас мы их уже покупаем».

На сегодняшний день в распоряжении центра есть все основные для начальной подготовки тренажеры (фингерборд, кампус-борд) и трассы, включая боулдеринг, а одна из «дорожек» находится прямо на потолке! Однако существуют у секции скалолазания и нерешенные проблемы…

3

«Сейчас у нас в Беларуси в целом уровень скалолазания поднялся, – рассказывает Валерий Глыбовцев. – Если раньше, в основном, только Гомель и Минск занимали призовые места на соревнованиях, то теперь нередко в число призеров попадают участники из других городов Беларуси: Пинска, Полоцка, Могилева. В первую очередь, я считаю, это связано с тем, что у них в залах есть все необходимые для тренировок трассы и связанные с ними условия. А у нас, к сожалению, не все так гладко, мы ограничены количеством и качеством трасс. Особенно остро этот вопрос встал после того, как закрыли скалодром в Горспорткомплексе, где занимались ребята из клуба скалолазания «Омега». Сейчас в их помещении ремонт, и они занимаются у нас. Кроме того, наш скалодром недостаточно сложен для более опытных спортсменов: низкая высота и нет такой важной разновидности «дорожек», как эталонные трассы, а соревнования на скорость по ним сейчас очень популярны во всем мире. Сказывается еще недостаточное финансирование выездов наших ребят на соревнования. Приходится ездить урезанным составом и брать только самых лучших, а из-за этого сдаются позиции в командном зачете, плюс в соревнованиях не участвует подрастающее поколение победителей, что также негативно влияет на процесс тренировки».

Несмотря на эти проблемы, кружок под руководством Валерия Глыбовцева все равно дает самое главное своим спортсменам – хорошую физическую подготовку и основную базу необходимых навыков. Занимаются в секции школьники, студенты, рабочая молодежь по три раза в неделю. Есть среди учеников Валерия Маратовича как любители, так и чемпионы. Одна из них – мастер спорта, студентка торгово-экономического университета потребительской кооперации Светлана Федоркевич – неоднократная победительница республиканских соревнований. Пройдя курс подготовки, спортсмены кружка периодически выезжают на скалы в Украину: в мае – в село Дениши Житомирской области и в июне – в Крым на скалы Красный камень, находящиеся рядом с международным детским лагерем «Артек».

4

– Обычно после Крыма на месяц отправляюсь на Кавказ. Там есть ребята, с которыми я занимаюсь альпинизмом, – рассказывает Валерий Глыбовцев. – Большинство из них тренируются уже несколько лет. Многие стали кандидатами в мастера спорта, но есть в нашей команде и новички. Поэтому я провожу занятия по отдельным программам для новичков и разрядников.

Вот так и живет Валерий Глыбовцев – опытный тренер, воспитавший не одно поколение выдающихся спортсменов, энтузиаст и просто человек, влюбленный в горные пейзажи. А на вопрос, что толкает его покорять вершины, Валерий Маратович ответил словами литературного героя Павла Корчагина: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»…

Денис ИВАНОВ

Фото из архива Валерия ГЛЫБОВЦЕВА

https://www.traditionrolex.com/8