https://www.traditionrolex.com/8
<p>Тема отдыха и оздоровления в белорусских санаториях поднималась в прессе, в том числе и в нашем издании,  не раз и даже не десять. Аспекты рассматривались самые разные, в том числе сотрудничество оздоровительных учреждений с белорусскими турфирмами (вначале очень активное, а потом сошедшее на нет), проблемы организации отдыха для белорусских граждан, сложности с приобретением путевок на активный сезон, высокие цены на санаторный отдых и так далее</p>

Тема отдыха и оздоровления в белорусских санаториях поднималась в прессе, в том числе и в нашем издании,  не раз и даже не десять. Аспекты рассматривались самые разные, в том числе сотрудничество оздоровительных учреждений с белорусскими турфирмами (вначале очень активное, а потом сошедшее на нет), проблемы организации отдыха для белорусских граждан, сложности с приобретением путевок на активный сезон, высокие цены на санаторный отдых и так далее.

И вот новый поворот темы. В минувшую пятницу на своем сайте о приостановлении деятельности сообщила российская фирма «Синяя птица», которая реализовывала путевки в санатории Беларуси. Причина – «технические и финансовые трудности». Эта новость, перепубликованная большинством отечественных сайтов, вызвала большое количество откликов от отечественных пользователей, общая интонация которых сводилась к следующему: «Белорусские санатории – для белорусов! Чем меньше россиян – тем лучше!»

За комментариями мы обратились  в московский офис компании, где минут 15 слушали нежный голос, вещавший: «Ваш звонок очень важен для нас, дождитесь ответа оператора». Впрочем, оператор тоже оказался не в курсе, а генеральный директор Сергей Витославский отсутствовал. Но ранее он дал объяснения туристическому сайту RATA.news и рассказал, что  «проблемы возникли в четверг, сейчас компания приостановила деятельность, но намерена возобновить ее в ближайшее время – как только найдет необходимые средства». Он также выразил готовность «в определенные сроки и без привлечения страховой компании вернуть туристам стоимость отдыха в Беларуси и уже в ближайшие даты начать выдавать компенсации».  На вопрос, зачем  возвращать деньги туристам, если можно сразу перевести их в санатории, тем более что компания намерена вскоре возобновить деятельность, последовал странный ответ: «Не все белорусские санатории готовы принимать от нас деньги напрямую, это у них такая особенность». Мы переадресовали эту фразу заместителю начальника отдела реализации санатория «Юность» Сергею Корзуну, который плотно сотрудничал с обанкротившейся фирмой. Господин Корзун был очень удивлен: «У нас обычный счет, и нет никакой проблемы с переводами средств за путевки, и о какой особенности говорит гендиректор «Синей птицы» – непонятно!» Сергей Николаевич также пояснил, что со всеми фирмами-посредниками санаторий работает на условиях 100% предоплаты, однако, компания «Синяя птица» очень часто опаздывала с платежами: «Есть добросовестные турфирмы, работающие с нами по жесткому блоку, вовремя осуществляющие предоплату, но «Синяя птица» к таковым не относится». В качестве доказательства он привел последний пример: на заезд с 30 июня компания зарезервировала 14-15 мест, но туристов не отправила. В результате 5 туристов, добравшись до санатория, оплатили путевки самостоятельно. Были подобные случаи и раньше – российские туристы приезжали без предоплаты со стороны «Синей птицы», но санаторий их принимал, сохраняя собственное реноме. По словам Сергея Корзуна, львиную долю продаж осуществляет ГУ «ЦентрКурорт», около 40% путевок реализуется санаторием напрямую и около 10%  – через посредников. Фирмы-посредники, впрочем, получить большие капиталы за счет продаж услуг курортно-оздоровительных учреждений не могут – комиссионные очень невелики. На вопрос, зачем же вообще нужны в таком случае лишние звенья в цепочке «санаторий – клиент», тем более такие, которые работают некорректно, Сергей Корзун ответил, что в последнее время, к примеру, путевки в санаторий «Юность» стали предлагать казахские или туркменские фирмы: «Мы завязываем отношения с этими странами в целях маркетинга и рекламы, почему бы и нет? Есть и надежные партнеры, такие, как фирма «Солвекс», которая в Москве  выполняет еще и функции информационного центра, продвигает отдых в нашей стране…»

Что касается «Синей птицы», то о дальнейших договоренностях с этой фирмой в санатории «Юность» не помышляют. Вместе с тем, для того чтобы позаботиться о собственном имидже и не испортить людям отдых, попросили компанию передать сведения о туристах, которые хотели бы отдохнуть в белорусской здравнице – возможно, потенциальные клиенты приедут самостоятельно.

В санатории «Алеся», который до марта нынешнего года работал с белорусским филиалом «Синей птицы», а затем перезаключил договор с основным офисом в Москве, рассказали, что до июня претензий к туркомпании не было: свой блок мест она заполняла, клиентов находила исправно, стопроцентную предоплату обеспечивала. Учитывая, что у самого санатория сайта нет, «Синяя птица» осуществляла заодно и маркетинговые и рекламные функции, продвигала отдых в «Алесе» на территории России. Первый тревожный звоночек прозвучал в июне, когда российские туристы заехала, а оплаты все не поступало. Сотрудники санатория стали звонить в Москву, и им сообщили, что счета «Синей птицы» заблокированы и попросили заключить договора с «новой» фирмой,  у которой, как ни странно, телефоны оказались прежними. Так или иначе, но санаторию удалось «выбить» оплату за июньских туристов. Но сейчас ситуация изменилась: 1 июля в санаторий прибыло 6 потенциальных отдыхающих, которым объявили, что оплата за их отдых не поступила. Это оказалось для пожилых людей неприятным сюрпризом: по словам работников санатория, одной женщине даже стало нехорошо. Пришлось туристам внести оплату еще раз. Партнеры из «Синей птицы» повели себя достаточно невежливо, и не потрудились сообщить о своих затруднениях «Алесе» –  в санатории узнали о банкротстве фирмы, что называется, со стороны. Места для российских туристов туркомпания забронировала  и на 13, и на 14, и на 25 июля. Приедут ли в эти сроки гости из России – в санатории точно пока не знают. Отдел реализации попросил у специалистов турфирмы список потенциальных туристов, чтобы самостоятельно их обзвонить и узнать, каким образом они намерены поступить, но в «Синей птице» пообещали это сделать в ближайшее время. Но самое неприятное, как рассказали в отделе маркетинга и реализации «Алеси», в московской фирме вместо извинений пытаются выгородить себя и «перевести стрелки» на белорусскую сторону, дескать, это в санатории нет мест, поэтому россияне получают отказ. Аналогичным образом складывается ситуация и в других здравницах Беларуси, которые сотрудничали с «Синей птицей». Какие выводы будут сделаны из этой поучительной  истории – покажет время.

https://www.traditionrolex.com/8