https://www.traditionrolex.com/8
<p>Прозвучавшая в прессе новость о том, что на дне реки Сож недалеко от Кричева обнаружены остатки судоверфи, построенной Григорием Потемкиным в XVIII веке, жителей райцентра не оставила равнодушными. А директора Кричевского исторического музея Вадима Рыськова — в особенности</p>

Прозвучавшая в прессе новость о том, что на дне реки Сож недалеко от Кричева обнаружены остатки судоверфи, построенной Григорием Потемкиным в XVIII веке, жителей райцентра не оставила равнодушными. А директора Кричевского исторического музея Вадима Рыськова — в особенности, сообщает «Рэспублiка».

Какие загадки хранит в себе Сож?

— То, что светлейший князь судоверфь в нашем городе построил, — факт известный, — говорит Вадим Вячеславович. — Она запечатлена и на гравюре русского художника Михаила Иванова, который изобразил Кричев XVIII века.

…Позже советский художник Виктор Белов с этой гравюры написал картину, которая сейчас занимает в музее почетное место. Судя по всему, судоверфь находилась недалеко от нынешнего центра города и, соответственно, резиденции тогдашнего владельца Кричевского староства — князя Григория Потемкина, которому Екатерина II в 1772 году пожаловала здешние земли более чем с 14 тысячами крепостных.

Фаворит императрицы сразу же взялся за строительство собственного дворца и передовых по тем временам заводов и мануфактур. И к 1785 году в Кричеве появились корпуса отделения Херсонского адмиралтейства и судоверфи.

— Реку углубили, чтобы суда по ней могли пройти без помех. По сведениям, которые нам оставила история, следует, что здесь для Черноморского флота были изготовлены 25 небольших кораблей. Некоторые из них под командованием адмирала Федора Ушакова в 1787 году принимали участие в русско-турецкой войне, — рассказал Вадим Рыськов.

А в начале XIX века судоверфь разобрали — за ненадобностью. «Вряд ли ее останки могли сохраниться, — сомневается директор музея. — Здание ведь было деревянным». Кроме того, место, где, по предположениям Рыськова, судоверфь могла уйти в воду, местные жители исследовали вдоль и поперек. Сож за это время заметно обмелел, и там, где вчера проходили суда, сегодня взрослому человеку по пояс. Более того, здесь в свое время добывали песок, но никаких артефактов или следов старинных зданий так и не обнаружили.

Хотя кто знает, какие тайны хранит в себе и сегодня бурно несущий свои воды Сож? Ныряльщики не раз находили в реке древние якоря, в их числе есть и византийский. А однажды обнаружили даже старинную корабельную рынду.

Дворец для императрицы

Пока вся «морская» коллекция умещается в небольшой экспозиции Кричевского исторического музея. В перспективе директор планирует расширить эту тематику, получив дополнительные данные о местной судоверфи в архивах Санкт-Петербурга и Военно-морского флота России. В целом здесь собрано немало экспонатов, рассказывающих о жизни края от древних времен до наших дней, но при этом не сохранилось ни одного предмета убранства дворца Потемкина, в стенах которого расположился сам музей. Да что там — даже документов об элементах интерьера не осталось!

— Потому восстанавливали его по аналогам дворцов XVIII века, — уточнил Рыськов.

Тем не менее обновленные, можно сказать, по наитию историков и архитекторов комнаты сумели сохранить свою ауру. Настроение праздника, ощущение богатства, вкуса к красивой жизни.

Известно, что построил святейший князь свою резиденцию в очень короткие сроки. Главным стимулом к скорому возведению помпезного здания стал приезд императрицы. «Хотя времени на работы было мало, все делали добротно. К примеру, когда закупали кирпичи, выборочно бросали несколько о землю. Если тот раскалывался — браковали всю партию», — рассказал Вадим Вячеславович.

То, что дворец напоминает строения Санкт-Петербурга, не удивительно: возводился он по проекту великого русского зодчего Ивана Старова — автора Таврического дворца в Северной столице России. Исторические хроники свидетельствуют: у Екатерины II была возможность оценить не только саму резиденцию Потемкина, но и его гостеприимство. В ту ночь, когда императрица остановилась в Кричеве, ее вместе со свитой тешили яркой иллюминацией. Этот царский визит 1787 года описан не только летописцами, но в виде легенды по сей день живет в памяти народной. Жители Кричева вот уже второй век рассказывают о якобы спрятанной в здешних местах золотой карете императрицы. Царского клада за это время никто не находил, но ведь красивая история и сама по себе — ценность!

Так есть ли призрак?

Желая угодить государыне, князь выстроил здание резиденции так, что сверху оно напоминает букву «Е». После того, как императрица уехала из Кричева, недалеко от города был посажен «дуб царицы» — тоже в ее честь. А сам дворец вскоре сменил хозяев — его приобрели князья Голынские. Некоторые местные жители утверждают, будто есть люди, видевшие в комнатах резиденции призрак Барбары — жены предводителя могилевского дворянства Ивана Голынского. И предполагают, что тень некогда жившей здесь женщины вернулась «домой» после того, как в тридцатые годы прошлого века в Кричеве взорвали костел, потревожив при этом семейные могилы Голынских.

Так это или нет — вопрос спорный. Но вот портреты представителей знатного рода сегодня во дворце увидеть может каждый. Еще — старинные книги, предметы XVIII—XIX веков, в том числе найденные на кричевской земле. Но даже не это главное. Куда важнее, что любой желающий здесь может в буквальном смысле прикоснуться к истории, пройдя по анфиладе дворцовых комнат. Послушать музыку в зале, сохранившем удивительную акустику. И даже увидеть саму Екатерину II под руку с Потемкиным, которая выходит порой к посетителям. С одной стороны, понятно, что это простое театральное представление. Однако ощущение, будто бы сработала машина времени, остается.

Светлана Маркова

https://www.traditionrolex.com/8