https://www.traditionrolex.com/8
<p>Турфирмы: «Мы попробовали организованно отправить туристов в позапрошлом году на «Конфетный фэст» в Ивенец и на «Мотольские прысмаки» в Мотоль. Давали рекламу, приглашали, но, честно говоря, спрос оказался небольшим. Клиенты не проявили интереса. Про поездку в Мотоль туристы говорили, что, да, мероприятие неплохое, но очень далеко – долго ехали туда, потом долго обратно, переночевать негде… В Ивенце туристам было буквально нечем заняться...»</p>

Лето в Беларуси – это не только пора отпусков и отдыха, но и время развлечений: можно принять активное участие  в многочисленных событиях, праздниках, фестивалях как республиканского, так и местного значения. Их количество неизменно растет год от года. Одних фестивалей столько, что можно утомиться, загибая пальцы: «Споровские сенокосы», фестиваль вишни в Глубоком, «Заборский фэст» на Россонщине, фестиваль цветов в Желудке, «Анненский кирмаш», «Дрибинские торжки», фестиваль огурца в Шклове, «Большая бард-рыбалка», «Мотольские прысмаки» и пр. и пр. А еще праздники, посвященные Масленице, Купалью, Солнцевороту… Плюс музыкальные фестивали, плюс рыцарские турниры…

Казалось бы, раздолье для туристов, которые могут выбрать любое мероприятие и устроить себе чудесные выходные. Да и у турфирм появляется шанс расширить спектр собственных услуг и поучаствовать в развитии событийного туризма в стране. Но это, так сказать, в идеале. А как обстоят дела в действительности? Об этом мы спросили представителей турбизнеса, которые внесли свою лепту в обеспечение массовости на фестивалях.

Мира Баран, «Экотур-6»:

– Мы попробовали организованно отправить туристов в позапрошлом году на «Конфетный фэст» в Ивенец и на «Мотольские прысмаки» в Мотоль. Давали рекламу, приглашали, но, честно говоря, спрос оказался небольшим. Клиенты не проявили интереса. Про поездку в Мотоль туристы говорили, что, да, мероприятие неплохое, но очень далеко – долго ехали туда, потом долго обратно, переночевать негде… В Ивенце туристам было буквально нечем заняться. И это смазало все впечатления. Я вспоминаю первый рыцарский турнир в Заславле. Мне кажется, что на такое мероприятие народ собрать было бы легче: близко от Минска, да и экскурсионных объектов много – можно и в музей сходить, и храмы осмотреть, и в дот забраться…

Кроме того, все фестивали должны быть объявлены в начале года. А то зачастую в календаре событий пишут месяц, а будет этот праздник или нет и когда точно – непонятно. Такое впечатление, что организаторов фестивалей вообще не волнует, приедут туристы или нет, им главное – провести! Поэтому никто ни разу не потрудился прислать программу мероприятия, которое, скажем, состоится вскоре, чтобы заинтересовать турфирму. Скажем, насчет фестиваля вишни в Глубоком я вообще впервые слышу, а ведь здесь нужна подготовка, составление программы и пр. С бухты барахты собрать группу невозможно. Неплохо было бы еще свозить на какой-либо фестиваль менеджеров, которые занимаются турами по Беларуси, чтобы они посмотрели, как нужно организовать рационально время туристов во время их пребывания на празднике.

Татьяна Хвагина, заведующая НИЛ регионального туризма Полесского Государственного университета, председатель Пинского отделения Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков:

Учитывая, что территориально мы находимся близко от Мотоля, то, наверное, одними из первых начали отправлять на кулинарный фестиваль «Мотольские прысмаки» группы туристов. И теперь, проанализировав этот опыт,  могу с уверенностью сказать, что туристы никак не интегрируются в данный гастрономический праздник. Никто их не ждет, и никому, по сути, они не нужны, их просто в упор не видят. Нет никакого дифференцированного подхода к туристам, а если разобраться, то для польских туристов нужна одна программа (ред. когда мы беседовали с Татьяной, она как раз проводила экскурсию по Мотолю для польских туристов), для гостей из Израиля – другая, для соотечественников – третья. Вот такой простой пример: местные жители собираются в компании, занимают места за столиками, едят, пьют, а туристам даже негде прилепиться! И вот они походили, сфотографировались, отстояли в очереди за колбасой и сыром… всей радости часа на два. Похвально, конечно, что организаторы праздника готовят анимационные выступления, реконструкции, представляя зрителям исторических персонажей. Но давайте присмотримся: как эти персонажи одеты, во что обуты, как они говорят?! Это просто позорище: либо делать хорошо, либо никак!

Разумеется, турфирма, а я считаю, что на подобные события туристов организованно могут возить только крупные туркомпании,  может составить красивую программу и этим привлечь туристов, но отвечать за содержание самого фестиваля и всего там происходящего турфирма не может, а значит, зачастую ожидания клиентов бывают обманутыми.  Многие наши туристы после посещения фестиваля отзывались о нем так: «Это же просто междусобойчик!» и говорили: «Мы хотели бы приехать сюда не в праздник». Мне кажется, для того, чтобы туристы ехали на фестивали, необходимо разрабатывать концепцию этих праздников, ориентируя их именно на гостей, а не на местных жителей. Мне приходилось знакомиться с организацией событийного туризма за рубежом. Там развлекательная и познавательная части существуют по раздельности. Перед нами стоит несколько другая задача: совместить эти части, одновременно и развлекая, и занимая туриста. К примеру, мы включили «Мотольские прысмаки» в нашу экскурсионную программу «Полесский венок», и там фестиваль смотрится вполне органично.

Екатерина Дружинина, туристическая компания «Виаполь»:

– Мы отправляли и корпоративные, и сборные группы в Ивенец в прошлом году, да и сама я с детьми поехала. В этом году тоже запланировали посещение фестиваля, но организаторы его перенесли на осень. Что хочу отметить: если фестиваль позиционирует себя в определенном смысле («Сырный», «Конфетный»), то это должно быть понятно и видно невооруженным глазом – если «Сырный», то должен быть сыр, если «Конфетный» - то, соответственно, конфеты. Но если в позапрошлом году в Ивенце (наши группы там были) хотя бы конфеты раздавали, вручали их в качестве призов, то в прошлом было вообще непонятно, на какой праздник мы приехали. На дегустации прорваться было невозможно, да и  конфет мы не увидели. Наши туристы потом говорили: «Да, это здорово, что такой фестиваль есть, но вот если бы пространство было побольше, побольше аттракционов, побольше музыки и побольше конфет…».  Вместе с тем мы планируем собирать группы и в Ивенец осенью, и в Мотоль. Более того, мы как раз 10 августа, в день открытия фестиваля «Мотольские прысмаки», привезем в это местечко группу российских туристов.

P. S.  Представители туристических фирм глубоко убеждены, что локальные «фэсты» не привлекут внимания отечественных туристов даже при заблаговременной массированной рекламе. Причины называют разные – территориальная удаленность, отсутствие хороших дорог, недостаточная насыщенность интересными мероприятиями, привлекательными для туристов… С этими утверждениями трудно не согласиться: пока организаторы будут устраивать праздники местечкового характера, где главным элементом веселья является «чарка, шкварка, огурец», туристы не поедут.

 

https://www.traditionrolex.com/8