Как нам пройти в Тересполь? Проект моста из Бреста в Тересполь представлен мэру

20.07.2013 - Новости

Как нам пройти в Тересполь? Проект моста из Бреста в Тересполь представлен мэру

Согласно концепции, он предназначен для пеших экскурсантов и велотуристов

Городские власти полны решимости восстановить так называемый Тереспольский мост, который соединял Тереспольские ворота цитадели и Пограничный остров Брестской крепости через реку Буг, сообщает "Вечерний Брест".

Согласно концепции, он предназначен для пеших экскурсантов и велотуристов. Исключение – для одиночно проезжающих спецмашин скорой помощи, милиции и служб МЧС. В перспективе, после реализации проекта малого приграничного движения, по острову, далее еще через один небольшой мост над рукавом Буга (его планирует построить польская сторона) можно будет попасть в Тересполь.

16 июля проект восстановления моста, разработанный брестским ООО «Передовые строительные технологии», представлял председателю Брестского горисполкома Александру Палышенкову руководитель фирмы Анатолий Качуровский. Причем это уже не эскизные проекты, но и ряд разработок рабочих конструкций моста.

О том, как видится разработчикам восстановленный (реконструируемый) мост, журналисту рассказал Анатолий Качуровский. Самое главное – максимальное следование исторической правде. А мост, по мнению проектировщика, был для своего времени действительно уникальным.

1

2

Когда-то он служил основной переправой между польскими землями Российской империи и Брест-Литовской крепостью. Известный белорусский этнограф и писатель Павел Шпилевский в своей книге «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (начала издаваться в 1853 году) написал: «Окрестности Бреста с тереспольского въезда весьма живописны. Проезжая через крепостные валы, мы были изумлены превосходным цепным мостом. Этот мост похож на Цепной, что у Летнего сада (в Санкт-Петербурге. – Ю.Р.); различие в том, что Брестский длиннее и цепи на нём из сплошных проволок, а на петербургском – из литого чугуна».

Длина пролета Тереспольского составляла 89 метров, а ширина – 8 метров. Петербургский (на который ссылается Павел Шпилевский) был построен ранее (в 1823 году), но он значительно короче – 15 метров. К этому времени существовал и гораздо больший по длине мост, Фрайбургский, соединяющий Швейцарию и Францию, – 265 метров. Но шириной он был менее двух метров.

При этом, как говорит Анатолий Качуровский, при возведении сооружения были использованы самые передовые технологии, которые, кстати, удешевили строительство. Речь идет о стальных канатах, на которых и держался мост. Каждая «ванта» состояла из 97 проволок общим диаметром в 65 миллиметров. Они крепились на пилонах, по три с каждой стороны. Сложной системой было и крепление вант на земле. Например, со стороны цитадели они проходили через специальные «желобы» через верх и стены Тереспольских ворот и возвращались назад, к собственно воротам, где жестко крепились. На другом берегу для закрепления использовались мощные анкеры, заглубленные в землю.

3

4

Обо всех технических приемах, которые предлагают использовать проектировщики в XXI веке, говорить преждевременно – коммерческая тайна. Главное, что предлагается максимально восстановить исторический облик и конструкцию моста. Например, так называемые маскароны (щиты с изображением головы льва). Они были установлены на каждой из сторон каждого из пилонов. А на двух центральных (они были повыше) вверху еще и по двуглавому орлу. Несколько аутентичных маскаронов были найдены возле моста в середине 90-х годов, ныне они хранятся в Музее обороны Брестской крепости.

Осенью прошлого года сотрудники фирмы (по согласованию со всеми необходимыми органами) предприняли попытку разыскать хотя бы часть оставшихся украшений. Русло Буга, кстати, на этом участке глубиной около двух метров. Увы, но муть, слабое оборудование не позволили этого сделать.

Удалось другое – внешний облик моста воссоздавался не по десятку-другому сохранившихся фотографий. Оперировали не менее чем двумя сотнями, запечатлевшими переправу с самых разных ракурсов. Удалось найти чертежи сооружения в Российском государственном военно-историческом архиве (правда, за копирование интересующих брестских проектантов пришлось заплатить несколько тысяч долларов). Еще больше удалось обнаружить в Санкт-Петербурге – 24 объемистые папки с различными документами, и директор архива Валерий Крылов обещает практически бесплатную возможность работы с материалами.

5

6

7

Как сообщил «Вечерке» Александр Палышенков, представленный проект ляжет в основу работ по восстановлению исторического моста.

Юрий Рубашевский

Рубрики: Инфраструктура

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах