https://www.traditionrolex.com/8
<p>В окончательном списке на выбывание, к примеру, есть две деревянные сельские церкви в Климовичском районе начала XX века. У сторонников лишить их статуса историко-культурной ценности несколько аргументов: и церкви полуразрушены, и населенные пункты вымирающие. На что у историков контраргумент: подобных памятников деревянного зодчества и так сохранилось слишком мало. А ломать, как известно, не строить. В свое время городскую Ратушу в Могилеве тоже разрушили. А затем пришлось восстанавливать с нуля. Без памятника архитектуры город остался как без лица</p>

Решение будет принимать Министерство культуры, но уже на первоначальном этапе у историков и архитекторов возникли вопросы, сообщает ОНТ.

Семь раз отмерь – один раз исключи из списка историко-культурных ценностей. Окончательный вариант перечня объектов со спорной исторической и художественной значимостью, на взгляд специалистов Могилевского областного управления культуры, значительно сократился – к радости краеведов. Изначально в «черном» списке значился костел XVII века в деревне Княжицы под Могилевом, еще один костел в Рясно Дрибинского района. Сейчас там уже работают проектанты: пока речь идет о консервации все еще памятников архитектуры.

Александр Липский, заместитель начальника отдела управления культуры Могилевского облисполкома: «С одной стороны, цель – оптимизация расходов бюджета. Ибо восстановление и реставрация ряда объектов зданий будет дороже, чем строительство».

Уже на местном уровне список вызвал бурные споры между историками и главным архитектором Могилевской области. К примеру, многие здания постройки начала прошлого века по улице Лазаренко в самом центре Могилева. Зачем лишать эти дома статуса историко-культурной ценности, если они уже обрели собственников? Более того, новые владельцы подготовили либо готовят проектно-сметную документацию на реставрацию. По данным областного управления архитектуры, такая же ситуация и с постройкой начала прошлого века в самом центре города. И с комплексом еврейских школ и синагоги в Подниколье – тоже начала XX века. У всех памятников есть хозяева и готов проект.

Александр Липский: «Для того чтобы подготовить серьезное «абгрунтаванне», нужна более глубокая работа. Сам список – включение, выключение – будет рассматриваться на научно-исторической Раде Минкульта. А там работают специалисты серьезного уровня».

Именно за скрупулезное обоснование «списка на выбывание» ратуют и историки. Что касается памятников археологии, действительно, в действующем списке историко-культурных ценностей есть нестыковки: по последним данным археологической разведки, некоторые курганы и городища либо вовсе не сохранились, либо указан неверный адрес «прописки». Другое дело – памятники архитектуры. На взгляд обывателя – ничем не примечательные ветхие постройки, нередко с забитыми окнами и разрисованные граффити.

Игорь Марзалюк, доктор исторических наук: «Я буду говорить как историк. Я считаю, что не так много в Беларуси построек XIX-XX веков… Когда мы вычеркнем их из списка – это значит, что это уже не памятник, а кусок дерева или камня. И после этого любой желающий сможет уничтожить эту постройку. А, может, она бы простояла 100-50 лет и дождалась бы хозяина».

Всего пару месяцев назад сотрудники Госконтроля по Могилевской области обнародовали список «бесхозных» памятников архитектуры в регионе – всего шесть объектов. В Национальном списке историко-культурных ценностей старинные постройки значатся, но балансодержателя, то есть конкретного хозяина, у них нет. Бывает, что нет ни документов, ни – соответственно – охранных обязательств.

Игорь Марзалюк: «У меня складывается такое впечатление, что какие-то чиновники в Минкульте хотят себе облегчить работу: нет памятника – нет проблем. Тебя не «дзяўбуць» из Госконтроля, прокуратуры, никто не спрашивает, почему нет охранной доски, паспортов и остальное».

В окончательном списке на выбывание, к примеру, есть две деревянные сельские церкви в Климовичском районе начала XX века. У сторонников лишить их статуса историко-культурной ценности несколько аргументов: и церкви полуразрушены, и населенные пункты вымирающие. На что у историков контраргумент: подобных памятников деревянного зодчества и так сохранилось слишком мало. А ломать, как известно, не строить. В свое время городскую Ратушу в Могилеве тоже разрушили. А затем пришлось восстанавливать с нуля. Без памятника архитектуры город остался как без лица.

https://www.traditionrolex.com/8