Выездной семинар-практикум на тему: «Эффективное использование туристических ресурсов и материальной базы, создание площадок для кемперов в регионах республики Беларусь на примере Крупского района Минской области», организованный МСиТ для представителей различных министерств и ведомств, райисполкомов и СМИ, начался с практической части.
По дороге пробелы в знаниях о Крупском районе восполняла местный экскурсовод Екатерина, которая, в частности, рассказала, что местечко Крупки впервые было упомянуто в 1603 году в дневнике посла Священной Римской империи Йохана Брембаха и в этом же году появилось на карте ВКЛ. Во время войны 1812 года здесь побывал Наполеон, который после своего ухода приказал сжечь местечко. Легенда утверждает, что одновременно он сжег и все свои знамена, чтобы не достались неприятелю. Вообще на протяжении не такого уж длинного пути, который когда-то назывался Екатерининским трактом, а затем Старой смоленской дорогой, мы услышали огромное количество разнообразных легенд и преданий, а также рассказ о знаменитых людях Крупщины.
…Несмотря на сильный дождь, который затем превратился в настоящий ливень, возле ФОЦ «Колодница» нас уже ждали. Необходимо отметить, что путешественники в районе сбиться с пути не могут – установлено шесть указателей на наиболее популярные объекты и места отдыха.
По словам гостеприимных хозяев, превративших заброшенное здание школы в популярное место отдыха (чтобы отдохнуть здесь, необходимо записываться за два месяца), на берег небольшого водохранилища приезжают как жители Беларуси, так и россияне, как индивидуальные туристы, так и родители с детьми.
Стоимость размещения умеренная – в среднем от 100 тысяч рублей. Одновременно в «Колоднице» могут принять 17 человек.
Предоставляются и дополнительные услуги – тренажерный зал, сауна, бильярд… Объект, который востребован как летом, так и зимой, приносит приличную прибыль – за полугодие ФОЦ заработал около 68 млн рублей. Гости с удовольствием покупают и местные сувениры.
Недалеко от центра находится главный объект нашего внимания - площадка, где строится кемпинг.
Несмотря на мерзкую погоду, заместитель директора ООО «МАЗ «Купава» Олег Рокач рассказывает о возможностях предприятия по изготовлению оборудования для кемпингов...
И приглашает желающих заглянуть внутрь автодомов. Предприятие готово удовлетворить спрос на любое оборудование кемпингов, если они станут строиться в Беларуси: сегодня здесь выпускается более 200 моделей передвижных модулей.
Учредитель Группы компании «Купава», директор ООО «Кемпинг-1» Владимир Рудой отвечает на многочисленные вопросы участников семинара,
показывает схему размещения многочисленных модулей, среди которых туалет, душевая, мини-дом и пр.
После этой блиц-экскурсии решено пешком пройти полтора километра, чтобы познакомиться с местом отдыха «Комсомольский берег», которое находится на одном из самых экологически чистых водоемов Беларуси – озере Селява. После дождя дорожка еще та...
Существуют две версии происхождения названия. Первая – от французского «се ля ви!», а вторая – от небольшой рыбки селявки, которая водится только в этом озере.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что это чудное и весьма живописное местечко, оборудованное всем необходимым для активного отдыха: палатками, кострищами, пунктами проката…
Пока мы любовались окрестностями, выглянуло солнце, и его лучи призывно заиграли в чистой и прозрачной воде.
И сразу всем захотелось попробовать, настолько теплая водичка. Оказалось – просто парное молоко!
«Комсомольский берег» – место отдыха молодое, оно появилось на карте района всего два года назад. Любопытно, что его взяла в аренду бюджетная организация, но ни копейки бюджетных средств не потратила – свои средства в развитие места рекреации вкладывает ФОЦ «Колодница». Развивается «Комсомольский берег» интенсивно – к концу августа здесь появится еще 6 беседок для отдыха.
Практическая часть завершилась на объекте досуга ФОЦ «Замки», который находится в одноименном агрогородке. В бассейн детишек из района привозят бесплатно – так решили местные власти.
После вкусного обеда в местном ресторане, участники семинара приступили к обсуждению увиденного.
Открывая «круглый» стол, заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга напомнил, что 2013 год объявлен годом зеленого туризма и призвал не ограничиваться уже известными направлениями, а «начать эру новых туристических направлений». Одним из этих направлений и может стать кемперинг. Впрочем, то, что для нашей страны ноу-хау, для других стран – давно пройденный этап. К примеру, в Европе туристические предпочтения делятся таким образом: 8,5 млн размещаются в гостиницах и отелях, а 10 млн – выбирают кемпинги. По мнению Чеслава Шульги, упускается огромный сектор бюджетного отдыха, который мог бы быть востребован и молодежью, и родителями с детьми, и караванерами – как отечественными, так и зарубежными. Почему для строительства первого кемпинга выбран именно Крупский район? Здесь реализуется много интересных проектов, связанных с отдыхом и рекреацией. Например, местные власти с толком использовали административный ресурс – закрепили все зоны отдыха за крупными предприятиями. В результате везде чисто и аккуратно! В районе очень большой потенциал для развития кемперинга, и его нужно реализовывать.
Мысль о рекреационном потенциале развил заместитель председателя Крупского райисполкома Андрей Воробьев. Он отметил, что в регионе находится 15 историко-культурных ценностей, разработано 17 туристических маршрутов, в том числе экологическая тропа «Прошицкие болота», есть четыре популярных места отдыха, в том числе «Панская купальня», «Шип», «Выспа», «Золотой рог», «Комсомольский берег», работает 5 агроусадеб. В настоящее время выделено 8 участков для объектов туризма и 8 – для объектов придорожного сервиса. Учитывая, что от столицы до Крупок всего 130 км, отдыхать сюда едут и минчане. Поэтому вопрос о создании в районе кемпинга является, по мнению зампреда, весьма актуальным.
Продолжая разговор о перспективах кемперинга и караванинга в Беларуси, руководитель Департамента по туризму МСиТ Вадим Кармазин привел такую статистику: в Европе насчитывается 1 500 000 автодомов, 45 000 000 автоприцепов, 25 000 кемпингов и 450 000 000 ночевок в кемпингах ежегодно. Доход составляет почти 16 млн евро в год при средней стоимости 3-5 евро за ночь. В этом смысле европейский опыт очень полезен, учитывая, что Беларуси нет ни в одном авторитетном справочнике для любителей караванинга. И это неудивительно – ведь в стране по некоторым сведениям насчитывается не то 4, не то 6 кемпингов. По мнению директора Департамента, кемпинги могли бы быть востребованы возле санаториев, учитывая популярность наших здравниц.
Своим недавно приобретенным опытом в деле создания кемпинга поделился Владимир Рудой. По его словам, он давно начал интересоваться этим направлением туризма, изучал вопросы создания кемпингов в Германии, Голландии и Польше. А после того, как начал сотрудничать с МАЗ «Купава», решил: время пришло! Правда, свою задумку Владимир Александрович назвал авантюрной, но решил все-таки попробовать воплотить ее в жизнь. Местные власти пошли навстречу и выделили 2 га земли в аренду. Планируется, что на этой площадке будут выделены 50 мест для прицепов, 20 мест для жилых модулей и небольшой участок для палаток. Кроме того, на территории кемпинга будут построены кафе, детская площадка, пункт проката, баня, магазин, в общем, все, что нужно туристу.
На первом этапе инвестиции в проект составили 300 000 долларов, на втором – еще 300 000. Окупить затраты планируется лет через восемь, но точно сказать невозможно, учитывая, что прецедентов пока не было. Проблем, разумеется, хватает. К примеру, с основной трассы до будущего кемпинга всего 30 км, но нет съезда, придется делать крюк. Есть вопросы с выделением земли, экологическими требованиями и пр. Главные инвестиции – это прокладка коммуникаций: электричества, воды и т.д. Поэтому, по мнению предпринимателя, было бы проще ставить кемпинги возле баз отдыха, заброшенных лагерей или возле агроусадеб, да и вообще привязываться к уже известным и хорошо раскрученным туристическим зонам. О строительстве кемпингов могли бы подумать и крупные города, к примеру, в Польше во время проведения ЧМ по футболу такие кемпинги были очень востребованы болельщиками.
Впрочем, Владимир Рудой полон оптимизма и в завершение своего выступления пошутил: «Рядом с нашей площадкой нашли стоянку древнего человека. Поэтому мы вправе позиционировать свой кемпинг как кемпинг №1 в Европе».
Заместитель начальника отдела РУП «БелНИИ градостроительства» Елена Павлова рассказала о тех нормах, которые существуют в разных странах и в Беларуси при размещении объекта отдыха. Скажем, если подобный объект в Росси можно размещать в 200 метрах от дороги, то у нас – только в 500 метрах и от дороги, и от жилой застройки. В Польше кемпинги нельзя размещать на территории заповедников, около линии электропередач, в загрязненных зонах. Существуют нормы площади на каждого отдыхающего. В Европе они составляют 90-100 кв. метров, в Финляндии – 80 кв. метров, в Польше – 70 кв. метров и т.д. Нормами предусмотрены также подъездные пути с твердым покрытием, противопожарная безопасность, наличие двух въездов и выездов, наличие зеленой зоны. Отдельно регламентируются вопросы экологии. Сегодня в НИИ разрабатывается схема развития туризма в РБ до 2030 года. Согласно заключениям специалистов, хорошие площадки для строительства кемпингов расположены между Кобрином и Жабинкой, около населенного пункта Мосты, между Полоцком и Ушачами и пр.
Консультант отдела земель и ландшафтов управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Татьяна Трофимович подчеркнула, что сегодня говорить об экологических требованиях к кемпингам не приходится в виду отсутствия предмета разговора. Вместе с тем, если кемпинг будет строиться на особо охраняемой территории, это очень усложнит жизнь тем, кто инициирует этот проект. Потребуются многочисленные согласования, экологическая экспертиза и пр. Если строительство запланировано на обычной территории – все гораздо проще. «Разумеется, – подчеркнула специалист, – ООПТ гораздо привлекательнее для объектов отдыха, но наша природа называется нетронутой именно потому, что мы смогли ее уберечь от подобных проектов».
Итоги семинара подвел Чеслав Шульга, который попросил все причастные к теме министерства и администрации районов до 1 октября подготовить предложения по формированию законодательной базы для развития караванинга и кемперинга в Беларуси. Департамент по туризму будет определять, необходимо ли создание рабочей группы, либо он обойдется своими силами. Так или иначе в течение первого полугодия 2014 года правовое обоснование новых видов туризма должно быть готово. Кроме того, планируется издание руководства по организации кемпингов.
Справка: автодом – туристический прицеп (кемпер), автоприцеп – караван, отсюда караванинг, кемпинг – место, где размещаются кемперы.