Известный фотограф отснял Брестскую крепость и Минск для серии исторических фотоколлажей

15.08.2013 - Новости

Известный фотограф отснял Брестскую крепость и Минск для серии исторических фотоколлажей

Сергей Ларенков, известный своими историческими фотоколлажами на военную тему, приехал в Беларусь и отснял для будущих работ Брестскую крепость и Минск.

Сергей Ларенков, известный своими историческими фотоколлажами на военную тему, приехал в Беларусь и отснял для будущих работ Брестскую крепость и Минск. Журналист портала TUT.BY целый день провел в компании фотографа, помогая опознавать исторические здания и отыскивать правильные точки съемки.

Сергей Ларенков работал штурманом и старпомом на судах загранплавания, а потом решил больше внимания уделять семье и нашел себе постоянную работу в родном Санкт-Петербурге – лоцманом в морском порту. Около 10 лет назад он заинтересовался старыми открытками Питера и попытался отыскать изображенные на них здания на местности – так появились его первые фотосравнения. В 2008-м задумал делать военные фотоколлажи, и уже в начале следующего года появилась первая серия снимков Петербурга. Тогда как раз праздновалось 65-летие освобождения города от блокады, Сергей выложил снимки в интернет, и они разлетелись по всему миру. Автор говорит, что сам не ожидал такой популярности и что если сейчас набрать в поисковике слово «блокада», то сайт выдает его работы.

sergey_larenkov_v_minske_-_04

Потом Ларенков сделал серию фотографий в Москве, и появилось какое-то гнетущее чувство от множества фотографий с трупами на городских улицах.  Сергей поехал в Берлин, Прагу и Вену – там он сделал коллажи с уже победными снимками, с радостными лицами солдат и горожан.

На сайте Красногорского архива кинофотодокументов (РГАКФД) Сергей берет фотографии-«превьюшки» и по ним ищет современные виды тех же улиц. Если получается отыскать ту же точку съемки, то потом в архиве заказывает полноразмерные снимки. Работники архива, увидев, какие работы создает Ларенков, предоставляют ему фотографии бесплатно, и это очень хорошо, потому как покупка оригиналов – удовольствие не из дешевых, замечает Сергей. Фотограф отснял уже Санкт-Петербург, Москву, Выборг, Киев, Одессу, Севастополь, Симферополь, Керчь, Волгоград, Брест и Минск, после белорусской столицы собрался в Смоленск. А вообще он хочет отснять все города-герои, останутся только Тула, Новороссийск и Мурманск.

Фотографии-сравнения известны уже давно, наш портал тоже делал фотосравнения различных уголков города. Некоторые фотографы совмещают два снимка в одном, разрезая кадр посередине: слева – старый снимок, справа – современный. Некоторые показывают в кадре руку, держащую старый фотоснимок той же местности. Сергей Ларенков совмещает два изображения еще органичнее: выглядит так, как будто в современном снимке – дыра или, если будет угодно, окно в историю. В интернете (в том числе на зарубежных сайтах) такой прием получил название «метод Ларенкова».

Лучше всего, говорит Сергей, снимать в апреле, когда еще нет листвы. И снега уже нет, и травка пробивается. «Вот этот танк, который мы снимали. В апреле «Опера» была бы видна идеально сквозь деревья, а сейчас – только кусочек. Вот это проникновение сквозь время - очень интересно, этот танк можно буквально осязать».

tank-opernik2

«Вот только Волгоград я снимал зимой, ведь основные события там проходили именно в зимний период времени. Было очень непросто, потому что Сталинград был разрушен больше всего, даже по сравнению с Минском и Киевом. Голое поле практически».

«Даже приходится иногда на дорогу выбегать. В Москве, где Садовое кольцо по семь рядов в каждую сторону, приходилось чуть ли не до середины бегать, потом обратно. Страшновато. Самое противное – это снимать спиной к автомобилям. Надо прибежать, остановиться, замереть хотя бы на секунду, пусть там и все настроено уже. Но вот эта секунда – самое неприятное».

Помимо упомянутых уже Берлина, Вены и Праги, Ларенков побывал и во Франции. «В Париже я снимал маленько, совершенно случайно оказался там. «Российская газета» пригласила организовать фотовыставку. Я попросил, чтобы меня четыре часа по Парижу покатали: больше времени не было, темнело уже. За это время я отснял несколько фотографий об оккупации и освобождении Парижа, даже видеоролик небольшой. Вот сейчас мы снова ездили в Европу, опять в Париже оказались. Там я очень интересную тему открыл: Первая мировая война. Там Русский экспедиционный корпус, царь-батюшка в шестнадцатом году прислал. Пока я фотографии еще никому не показывал, но там очень эффектно получилось: наши солдатики с винтовками, с барабанами шагают по Елисейским полям, трогательно очень».

- Сколько объектов вы стараетесь за один раз отснять в городе?

- Стараюсь, чтобы было хотя бы не меньше десятка. Но иногда случается, что из-за одной-единственной фотографии едешь за тридевять земель. Было у меня такое в Германии, в городе Форст. В архиве нашел фотографию очень интересную. Там была надпись: «Город Форст, наступление Первого Украинского фронта». И все. Наши артиллеристы подносят снаряды, взрывы там, стреляют, бегут. И здание, красивое немецкое здание видно. Я стал искать. Оказалось, что в Германии три города Форст, но в полосе наступления Первого Украинского только один – уже сузилась полоска поисков. А наши войска уже там, на снимке – значит, здание устояло. Ищу, глядь – одно риелторское агентство продает помещения в этом самом доме. Поехал искать, главный въезд в город был закрыт, пришлось объезжать, и только объехал, как уперся прямо в это здание.

larenkov58825_original


«И много таких случаев было случайных. В той же Керчи… В Керчь мы отправились из Ялты, подъезжали уже в сумерках – что там искать? Но так получилось, что машина привела меня прямо в то место, где, собственно, эта фотография и сделана. Там на фотографии наш десант высаживается. Пулемет, стреляют, медсестра перевязывает, в окопе сидят, и видны очертания гор. Приехал – и сразу же те же очертания гор и тот же окопчик нашел».

larenkov119320_900
«А вот это интересная фотка в Вене - «Strauss Kin» написано. Стал искать в современной Вене. Видно, кинотеатр был – не нашел. Через отели стал искать – есть в Вене отель «Штраусс». Нашел его фотографию – очень похоже. Приезжаю – точно, все сошлось, даже пожарный гидрант: вот он наполовину от старой фотографии, наполовину от новой. Я эту фотографию в отеле показал – и мы заселились туда. Дорогой, правда, отель, ну одну ночь можно себе позволить было».

larenkov158701_900


«А вот фотография, которую многие знают, – Ялтинская конференция. Снято во дворике Ливадийского дворца. Мы приехали – конечно, все было закрыто. Но я договорился с охранником за сравнительно небольшую сумму. И я был очень рад сделать современный снимок – нашел и дорожку, и где ковер лежал».

larenkov139157_900
– Сколько времени занимает последующая обработка фотографий?

– Дней десять…

– Все время, – смеется Сергеева жена Оля. – Работа забрасывается, по хозяйству ничего не делается – сидит и творит.

– В ходе своих фотосравнений вы научились разбираться в немецкой и советской военной технике?

– Да, это так. Впрочем, с советской и так все было просто, а с немецкой, по мере того, как делаются работы, что-то новое открывается. Как оказалось, немецкие танки очень легко различать. Раньше они все казались одинаково квадратными, а сейчас я различаю их легко и самоходки тоже.

– Когда закончится с городами-героями, за что возьметесь дальше?

– Если фотография интересная, то даже не важно, что это за город. Главное, чтобы были ориентиры. Вот сегодня мы с вами снимали улицу Ленина – там ориентиров полпроцента всего: место, откуда сделан тот или иной снимок, можно вычислить абсолютно точно, но сейчас купола костела заслоняются современными зданиями, старые дома снесены – вообще привязки почти нет. Только направление улицы совпадает. Это не очень правдоподобно выглядит потом на коллаже. Вот я в Волгограде с таким столкнулся. Много фотографий, но там просто «виртуальные дома» – ничего не сохранилось, а я по аэрофотосъемке вычислял, откуда все было снято. А вот когда есть такие «ключи», которые из одного времени в другое переходят, - оно интереснее, живее получается.

sergey_larenkov_v_minske_-_06

Для работы по Минску Сергей отобрал около четырех десятков фотографий – частично с сайта Красногорского архива, частично из фотоэнциклопедии «Руины стреляют в упор». В жаркий августовский день мы прошли пешком от Академии наук, где во время оккупации было кладбище героев, до Центрального сквера, отсняли и Дом пионеров на Энгельса, и Театр имени Янки Купалы. Здесь к нам подошел охранник резиденции президента и сказал, что прилегающую к зданию местность снимать нельзя, но когда мы объяснили, что именно делаем, в духе Капитана Очевидность посоветовал нам «обойти вокруг театра и попытаться понять, с какой точки была сделана фотография». Далее мы прогулялись по улице Ленина к площади Свободы (здесь Сергей тоже неоднократно выбегал на дорогу в поисках правильной точки съемки), затем поднялись по улице Максима Богдановича к Оперному театру. Всякий раз Сергей стремился оживить кадр людьми или хотя бы современными машинами.


sergey_larenkov_v_minske_-_08

«Очень интересны моменты, когда люди случайно в кадр попадают. Оглядываются и смотрят, что я снимаю, и получается, что на коллаже они как будто глядят на этих старых солдат. Или фотографируют то же самое, что и я».


На следующий день Сергей в одиночку отправился снимать Дом правительства и улицы Советскую и Мясникова. Он говорил, что доберется до обработки брестских, минских и смоленских снимков только в сентябре, но по нашей просьбе смог «по горячим следам» сделать несколько впечатляющих фотоколлажей.

minsk_akademiya_nauk_011_mal

 

minsk_nemeckie_mogily_u_akademiii_nauk011_mal

«Кладбище героев» у стен Академии наук. На этом кладбище позже был похоронен Ганс Вёльке, чемпион Олимпийских игр 1936-го года в Берлине по толканию ядра, гауптман 118-го охранного полицейского батальона вермахта. Вёльке уничтожили в штабной машине утром 22-го марта 1943-го недалеко от Хатыни. В тот же день произошла хатынская трагедия. В 1943-м немцы перенесли кладбище на новое место – примерно напротив нынешнего Московского кладбища.

minsk_opera_002

14-15 августа 1941 года в Минске с визитом находился Генрих Гиммлер. Он посетил и картинную галерею, и лагерь военнопленных в пушкинских казармах, и с крестьянками в поле побеседовал, и в Оперный театр сходил. В то время в «опернике» фашисты складировали награбленные ценности.

 

Рубрики: Фоторепортаж

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

15.08.2013 18:10
Anonymous
ответить

а у него денег за изображения музея не требуют, как в случае с Несвижским замком?

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах