Какой должна быть стратегия развития агротуризма в Беларуси?

05.09.2013 - Новости

Какой должна быть стратегия развития агротуризма в Беларуси?

Осенью 2012  года состоялся официальный старт проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН. О том, что было достигнуто за прошедший год, насколько воплотились в жизнь планы, обозначенные в проекте, мы попросили рассказать его руководителя Марину Боровко

Осенью 2012  года состоялся официальный старт проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН. Он привлек большое внимание со стороны бизнеса, местных властей и неправительственных организаций Гродненской и Брестской областей, где он в настоящее время реализуется.

О том, что было достигнуто за прошедший год, насколько воплотились в жизнь планы, обозначенные в проекте, мы попросили рассказать его  руководителя Марину Боровко.

– Активизировалась ли работа по созданию интересного местного турпродукта в связи с реализацией проекта? Насколько инициативнее стали жители проектных областей?

– Да, без сомнения. Мы уже сообщали, что в рамках проекта было создано 17 туристических дестинаций. Они все разные, объединяют разные территории и разных людей, причем, большинство из них  – процентов 80 – объединили тех представителей различных сфер деятельности, которые раньше ничего не знали про кластеры и дестинации. Они впервые столкнулись с такими понятиями. Кроме того, появилось осознание, что поодиночке можно достичь гораздо меньших результатов, чем всем вместе, а обмен опытом – это путь к увеличению доходов и прибылей. Если посчитать членов инициативных групп и партнеров, то получается, что в процесс вовлечено более 500 человек. Когда мы в апреле начали проводить тренинги по стратегическому планированию в агроэкотуризме, то нам пришлось давать прежде всего базовые знания, проводить ликбез. Эти тренинги проходили достаточно сложно, потому что люди собирались разные и вопросы задавали порой самые неожиданные. После обучающих семинаров процесс пошел быстрее, и начался этап естественного отбора в инициативных группах. Ушли те, которые поняли, что это им неинтересно и не нужно, а появились новые члены инициативных групп, то есть происходило формирование этих местных сообществ. Затем были поездки в Литву, Польшу и Эстонию, во время которых создатели дестинаций посмотрели, как важны, к примеру, инфоцентры, продвигающие туристические кластеры, какие существуют методы и способы привлечения туристов и пр. Следующая серия тренингов прошла на более высоком уровне. Мы предложили типовую структуру будущих стратегий, рассказали, какой есть потенциал в дестинации и как работать над этой стратегией. Сегодня у нас есть группа экспертов, состоящая из семи человек, консультирующих участников инициативных групп по самым различным вопросам, в том числе, как  анализировать потребителей, турпродукт и конкурентные преимущества дестинаций. В августе прошли рабочие встречи в дестинациях. К сожалению, не все сейчас обстоит в них гладко. К примеру, дестинация «Беловежский тракт», куда вошло 16 субъектов, частично распалась: от нее отделился Видомлянский сельсовет, который решил действовать по своему собственному плану. Мы столкнулись с разными проблемами: например, на особо охраняемых территориях совершенно другой взгляд на развитие агроэкотуризма, чем в сельской местности. На данный момент мы эти проблемы успешно решили.

– Возможно, чем меньше участников в инициативной группе, тем эффективнее работа?

– Когда мы на первом этапе производили отбор дестинаций, мы  им предлагали объединяться, чтобы охватить побольше территорий. И сейчас мы видим, что сделали правильно: если бы мы не настояли, то многие дестинации лишились бы партнеров, с которыми они сейчас успешно работают. К примеру, дестинация «В долине реки Ясельда» объединила Здитовский сельсовет, Здитовскую школу, ГПУ «Споровский» и т.д. Они прекрасно сейчас работают вместе. Получается, что объединение победило. Другой пример: усадьба «Речная» замечательно вписалась в дестинацию «Муховецька кумора».

– Стратегии развития туризма, над которыми работали члены инициативных групп, уже готовы? Что о них можно сказать?

– На сегодняшний день мы получили приблизительно половину черновых вариантов стратегий. В них нас интересует не только описание, но и конкретный план работы до 2015 года. Причем каждое мероприятие плана будет закреплено за конкретными людьми просто пофамильно, потому что прошлый опыт написания стратегий показывает, что отсутствие конкретики не способствует реальному воплощению стратегий в жизнь. Кроме того, члены инициативных групп должны будут создать НГО, чтобы управлять процессом. Без управления люди могут просто разойтись и ничего не делать. В некоторых дестинациях НГО присутствует, а в некоторых, к примеру, «Средневековый Мир и довоенная деревня» (Кореличский район), такого подразделения не было вообще, поэтому к ноябрю там решено его создать.

– Каковы наиболее интересные стратегии?

– Это очень сложный вопрос, потому что, как мне кажется, все они представляют интерес. Получается, что в 17 дестинациях уже есть 25 интересных идей. Одной из самых сложных и оригинальных, на мой взгляд, является Волковысская дестинация «По следам древних шахтеров», связанная с меловыми шахтами. Сложности в ее реализации заключаются, прежде всего,  в необходимости очень больших инвестиций. Мы попытаемся со своей стороны помочь раскрутить эту идею, включающую создание музея меловых шахт, показ процесса, который там происходил, и одной из шахт  в разрезе. В итоге это будет такой эксклюзивный туристический объект. Кроме того, будет продвигаться идея проведения Фестиваля фейерверков в Волковыске. Плюс посещение фермерского хозяйства «Казачий стан», специализирующегося на разведении коз. Туристы смогут даже попробовать подоить этих домашних животных, попробовать экологические продукты. Подобный опыт мы изучили в Эстонии, где есть хозяйство, разводящее «меховых» коров. Мы их кормили с рук, гладили… Некоторые участники семинара настолько заинтересовались этими животными, что решили завести их у себя.  Среди  дестинаций-победителей  в Гродненской области одним из лидеров является проект «Зеленый маршрут «Зэльвенскi дыяруш». Инициативная группа предложила для совершенствования маршрут, который был заявлен в июне 2011 года, однако так и не смог приобрести популярность и стать действуюшим. На сегодняшний день Зельвенский район обладает потенциалом Швейцарии: здесь много памятников истории и культуры, чудесная природа, проводится фестиваль «Анненский кирмаш» и т.д. Но дестинация остается проблемной, так как отсутствует менеджмент, который бы организовывал и связывал между собой эти объекты, превращал их в кластер. В качестве локальной проблемы могу назвать отсутствие велосипедов для экомаршрутов.

Еще один пример. Впервые объединились Ошмянский, Островецкий и Сморгонский районы, прочувствовали идею кластера. Одна из ключевых идей – маршрут к такому объекту, как «Гиппика», затем привлекательным брендом станет фестиваль «Гольшанский замок»…

Одним из лидеров среди победителей из Брестской области является дестинация «Зеленое кольцо Барановичского района». В основе ее бизнес-идеи лежит создание «зеленых маршрутов», которые соединят усадьбы и базы отдыха региона, а также информационных пунктов на базе агроусадеб и сельсоветов района. Интерес вызывают такие дестинации, как «Березовщина туристическая», «Долины реки Ясельды», «Мотaльскi шлях» (Ивановский район), «В ладонях Пины и Припяти» (Пинский район), «Адкуль бачна» (Щучинский район), «Зеленый оберег Гродно»,  «Муховэцька кумора» (Кобринский район) и другие. В нынешнюю субботу дестинация «Полесская Амазонка» (Столинский район) организует премьеру водного маршрута: от деревни Коробье туристы смогут проехать на катере до Давид-Городка. Здесь сохранились уникальные кулинарные традиции, поэтому туристы будут иметь возможность попробовать экопродукты. Тур выходного дня или многодневный тур на пароме готовят представители проекта «В ладонях Пины и Припяти», потому что на этой территории  есть то, чего нет больше нигде в Брестской области – паромные переправы. Их можно использовать в качестве транспорта для туристов, а также познакомить с процессом шлюзования.

– Каким будет следующий этап проекта?

– Конечным результатом должно быть создание полноценного турпродукта, а также умение им управлять. Захочет, к примеру, турист посетить дестинацию «Полесская Амазонка», он должен знать, куда звонить и с кем договариваться. Задача проекта – чтобы участники дестинаций заработали вместе. А сейчас даже созданные инфоцентры не работают. Да что говорить: сотрудники этих центров не владеют иностранными языками! Мы обнаружили также, что многие владельцы агроусадеб не владеют компьютером. Так что в планах – проведение курсов по изучению английского языка и компьютера.

Когда мы проанализируем представленные  стратегии, то сможем приступить к запуску конкурса местных инициатив, а это предполагает финансирование: 30 грантов по 15 тысяч долларов США. Вместе с тем участники проекта должны понимать, что эти средства – не панацея, и мы проводим консультации по поводу того, как и где найти другие средства и гранты, чтобы развивать свои дестинации.

– И когда туристическая общественность сможет познакомиться с полученными турпродуктами?

– Мы планируем, что эта презентация может пройти в следующем году на выставке «Отдых-2014».  

Беседовала Надежда СУСЛОВА

 

Рубрики: Международное Сотрудничество

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

05.09.2013 20:09
Anonymous
ответить

А названия ничего себе. "Зэльвенскi дыяруш" понравилось.И "Полесская Амазонка".

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах