https://www.traditionrolex.com/8

В историческом центре Гродно недавно случилось долгожданное событие: единственную в городе пешеходную улицу Советскую наконец–то открыли для... пешеходов, рассказывает «Советская Белоруссия».

До этого люди вынуждены были там лавировать между постоянно движущимися не по правилам авто. На эту парадоксальную ситуацию городские власти десятилетиями не обращали внимания. И вот — решительные перемены. Въезды на «пешеходку», за исключением одного специального для экстренных служб, заблокированы. Теперь прокатиться на машине с ветерком по «гродненскому Арбату» практически невозможно. Однако оградить пешеходов от постоянно снующего возле них транспорта полностью пока так и не удалось. Как и не получается в историческом сердце города создать для туристов современный сервис...

На знаковой для города улице, где размещены 15 домов историко–культурного наследия страны, еще полвека назад официально оформили исключительно пешеходное движение. Но таковым оно оставалось только на бумаге. На улице постоянно открывались магазины, офисы предприятий и государственных структур. Служебные авто, такси, а то и просто владельцы личных машин с утра до вечера бороздили каменную брусчатку, уложенную почти 80 лет назад, заставляя пешеходов шарахаться в разные стороны. Особенно это было в диковинку приезжим.

Начальник управления архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома Владимир Холопов не скрывал проблемы. По его словам, на протяжении последних лет, когда в городе появилось в несколько раз больше автомобилей, их водители, объезжая пробки на дорогах, коротким путем колесили по пешеходной улице. При этом сотрудники Госавтоинспекции достаточно лояльно относились к нарушителям правил дорожного движения. Как результат — пешеходная улица Советская таковой фактически уже не являлась. А жаль, ведь в окружении исторических зданий Гродно приятно гулять туристам, да и горожане не прочь пройтись здесь после рабочего дня.

Надо было срочно что–то менять. Городские власти пошли на решительные запретительные меры. Что изменилось? Я прошелся по улице и вот что увидел.

Перемены, конечно, есть, но не такие, которые хотелось бы видеть. Да, на пешеходной улице появились мраморные оградительные столбики, а также бетонные вазы с цветами. Стало ли там меньше транспорта? Отчасти да. Но те авто, которые все же находят лазейки среди преград, умудряются их объезжать по... тротуарам. Теперь пешеходам надо быть бдительными вдвойне. Разве к этому они стремились?

И еще одна проблема исторического центра Гродно. Многочисленные туристы сюда приезжают не только ради того, чтобы увидеть его достопримечательности, но и отдохнуть. За свои же деньги. А сервиса кот наплакал. Гродненский историк и краевед Виктор Саяпин провел необычный эксперимент и сравнил уровень обслуживания гостей на пешеходных улицах Бреста, Могилева и Гродно. По его мнению, гродненцам есть чему поучиться у жителей других областных центров, а также Минска, где по выходным дням часть улицы Карла Маркса закрывается для транспорта и превращается в площадку для театрализованных представлений. Вдобавок в центре Гродно — дефицит кафе, закусочных, особенно утренних, что тоже не на пользу туристам.

...И все же перемены на одной из старейших в Беларуси городских пешеходных улиц я увидел. Воскресенье, время ближе к вечеру. На брусчатке по–прежнему многолюдно. Звучит живая инструментальная музыка. Саксофон, контрабас, гитара. Более 200 случайных зрителей–прохожих. Аплодисменты. И так без устали в течение трех часов. Чем не уличный праздник? А рядом в тихом дворике посетителей принимает новая художественная выставка. Заходите, наслаждайтесь, узнавайте новое.

Значит, можно создать на исторической пешеходной улице порядок, уют и комфорт, если этого сильно захотеть. Но в целом пока получается не очень...

 Иосиф ПОПКО

https://www.traditionrolex.com/8