https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Душка", "Вдали от нее", "Эффект бабочки" и "Маленькие беглецы"</p>

«ДУШКА»

(22, Пт, ОНТ, 23-30)

Duska, Бельгия – Нидерланды – Россия – Украина, 2007, 110 мин., PG-13. Реж. Йос Стеллинг («Стрелочник», «Летучий голландец»); в рол.: Жене Бервец (Боб), Сергей Маковецкий (Душка), Леонид Власов (Игорь), Сильвия Хукс (билетерша кинотеатра), Валерий Демченко (водитель автобуса), Микола Луценко (менеджер фестиваля), Оксана Филоненко (ассистент менеджера), Анна Верхувен (критик), Руслана Писанка

Душка 3

Ироническая драма. Поставлена маститым голландским режиссером Й.Стеллингом (род. 16.7.1945 г.), творчество которого традиционно обожают киноманы и не понимает массовый зритель. Итак, в южном провинциальном постсоветском городке проводится кинофестиваль, в ходе которого его голландский гость – сценарист и кинокритик Боб – встречает странного незнакомца и шутки ради приглашает в гости в Амстердам. Как же удивляется Боб, когда много лет спустя встречает на пороге собственного дома этого человека. Понадобились усилия просто чтобы вспомнить – кто это? А ведь Бобу не до приемов. Он работает над сценарием и пылает страстью по отношению к юной билетерше из кинотеатра. Разве мог Боб подумать, что визитер со странным именем Душка сыграет в его жизни существенную роль…

Душка 2

Актер С.Маковецкий («Поп») в интервью «Вечерней Москве» так рассказывал о своем персонаже: «Душка появился на свет в автобусе, его мать не успела доехать до роддома. Увидев младенца, люди сказали: ах, какой душка! Так к нему прилепилось это слово, стало его именем. … Душка – человек, который очень органично приходит туда, где его не ждут. Он всегда в ладу с самим собой и не замечает, что окружающие мечтают от него избавиться. Никакого бытового правдоподобия в фильме Стеллинга нет. Как Душка появляется у своего нового знакомого? Где же визы, паспорта, границы? Он просто возникает и все. … Йос, когда посмотрел материал, сказал: главное, что тебе удалось, – это обаяние, естественность, какая бывает у детей. И чувство опасности, которое возникает от внутренней безмятежности Душки. Вот такой он странный человек: приходит ниоткуда и исчезает в никуда.

Душка 1

По словам Стеллинга: «Душка и Боб – два взаимосообщающихся сосуда. Можно сказать, что каждый из них – мое alter ego. Почему мне понадобился для этого именно русский герой? Когда я смотрю, как Душка Маковецкого всего лишь размешивает сахар в чашке чая, я ощущаю за ним какую-то странную дополнительную силу, что-то исключительное и поражающее меня. Он, конечно, редкий и очень тонкий актер, за которым кроется тайна, и взаимопонимание с ним возникло у меня на каком-то высшем уровне». Как это принято у Стеллинга, стилистика фильма необычна для тех, кто не знаком с его творчеством. В «Душке» практически нет диалогов, акцент делается на выразительности взглядов и мимике героев. Хотя за ними кроется столь значимая проблема, как разность характеров постсоветского человека и западноевропейца. А ведь именно она, скорее всего, не дает возможности целым народам почувствовать себя частью именно европейской цивилизации. Блоговый отзыв: «Просто замечательный фильм, наполненный мягкой иронией, которая направлена как на Душку – воплощение нашей непосредственности, так и на все постсоветское пространство. При этом нет ни малейшего желания возмутиться по поводу этой иронии, так как Стеллинг поднимается на высшую ступень юмора, на которой человек, над которым смеются, сам расплывается в улыбке. Рекомендую посмотреть этот фильм, создающий светлое ностальгическое настроение». Лента будет показана и обсуждена в рамках телепрограммы «Закрытый показ».

Душка 4

Съемки проводились в Амстердаме и Украине. С.Хукс удостоена премии «Golden Calf» (Нидерланды). Номинация – музыка Барта ван де Лисдонка. Фильм выдвигался на «иноОскар» от Голландии. Другие регалии. Сборы в России $42 тыс. В Голландии фильм посмотрели 9 тысяч зрителей. Рейтинг IMDb – 7/318 голосов. В карьере Сталлинга это 6-й результат из 10.

 

"ВДАЛИ ОТ НЕЕ" ***

(22, Пт, Лад, 0-30)

Away from Her/Loin d'elle, Канада, 2006, 110 мин., PG-13. Реж. Сара Полли (полнометражный дебют); в рол.: Гордон Пинсент (Грант Андерсон), Джули Кристи (Фиона), Олимпия Дукакис (Мэриан), Дианна Дезмари (Вероника), Клер Култер (Фиби Харт), Томас Хауф (Уильям), Альберта Уотсон (д-р Фишер), Грейс Линн Канг (сестра Бетти), Уэнди Крюсон (Мадлейн), Кристен Томпсон (Кристи)

вдали от нее 1

Драма по рассказу "Медведь перешел через гору" канадки Элис Манро (род. 30.7.1931 г.), до этого в кино всерьез не засветивавшейся. Для известной актрисы С.Полли (род. 8.1.1979 г. в Торонто), снимавшейся в картинах таких самобытных режиссеров, как Эгоян, Кронеберг и Х.Хартли, этот рассказ давно был одним из любимых, но в качестве сценария стал запасным вариантом. После того, как не сложилось с идеей поведать о 12-летней артистке, снимающейся в сериалах. Адаптируя «Медведя», Сара остается верной оригиналу, лишь делая более лиричным образ главной героини. Причем, сценарий создавался специально под 65-летнюю «оскарную» лауреатку Д.Кристи («Дорогая», «Доктор Живаго»). Полли сохраняет большинство диалогов первоисточника, но понимает, что если неправильно с ними распорядится, не наполнить их адекватной эмоциональностью, то выглядеть они будут сугубо книжными, а в реальной жизни выспренними. В результате появилась разговорная и неспешная, но светлая и пронзительная картина, наполненная великой печалью, сильнее которой только любовь. Особенно это ощущается на фоне старости и обреченности, к которым за 40 с хвостиком лет совместной жизни добрались супруги Андерсон. Причем, намного сложнее приходится пребывающему в относительно хорошей форме Гранту. Уж ведь сколь тяжело осознавать, что любимая женщина фактически забыла его. Причем, болезнь Альцгеймера в данном случае действует с особым цинизмом. Ведь с другим пациентом дома престарелых, куда пришлось ее поместить, Фиона крутит роман, а с мужем исключительно на «вы». Поначалу Гранту трудно удержаться от недоуме6ния и даже раздражения, но со временем он начинает демонстрировать редкостное терпение и пытается стать хотя бы частичкой жизни любимой… По мнению критика К.Рождественской «работа с мэтрами, похоже, научила Полли отсутствию очевидных ходов, недоверию к надрывности и пафосу, а главное -- тихой радости энтомолога, наблюдающего за жизнью очень интересных насекомых, которых можно и нужно уважать. В своей медленной и тяжелой, как долгое ожидание в поликлинике, альцгеймер-драме Сара делает только то, что считает нужным. Здесь нет глуповатого юношеского "смотрите-ка, эти старики тоже умеют любить, и не забыли о сексе", нет надрыва, ну разве что саундтрек иногда слишком уж возвышенно-благороден. А Джулия Кристи блестяще играет старую заблудившуюся девочку, которая пытается найти саму себя. "Половину времени, -- говорит она, -- я провожу в поисках чего-то очень важного, но я не могу вспомнить, что это такое". Музыка Джонатана Голдсмита. Представляемый фильм стал заметным событием в киномире.

вдали от нее 2

Номинации на «Оскар»: сценарий С.Полли и Кристи. Кристи удостоена «Золотого глобуса» и претендовала на BAFTA. Премии «Genie» (Канада): фильм, режиссура, сценарий, Пинсент, Кристи, Томсон и Полли за первую постановку. Номинация за монтаж. Премия публики на МКФ в Сарасоте (США). Премия МКФ в Седоне (США). Участие в МКФ в Сан-Паулу (Бразилия). Номинация на «Robert» (Дания) за неамериканский фильм. Премия «Chlotrudis» за сценарий. Номинации: режиссура, Пинсент и Кристи. Номинации на «Satellite»: фильм, режиссура, сценарий и Кристи. Множество других регалий, причем особенно много наград ассоциаций критиков. Сборы в США и Канаде $4,6 млн. Сборы в остальном мире $4,6 млн. Сборы в России $1 тыс. Бюджет 4 млн. канадских долларов. Рейтинг IMDb - 7,6/10954  голоса. ***

"ЭФФЕКТ БАБОЧКИ"

(22, Пт, Мир, 19-00)

The Butterfly Effect, США, 2004, 113/120 мин., CD, R. Реж. Эрик Бресс (единственная постановка), Дж. Маккай Грубер («Тупой»); в рол.: Эштон Катчер (Эван Треборн), Эми Смарт (Кейлиг Миллер, Эрик Столц (Джордж Миллер), Уильям Ли Скотт (Томми Миллер), Элден Хенсон (Ленни Кэган), Мелора Уолтерс (Андреа Треборн), Каллум Кит Ренни (Джейсон), Джон Патрик Амедори (Эван в 13 лет), Джесси Джеймс (Томми в 13 лет)

Эффект бабочки2

Фантастический триллер, истоки которого берут начало в классическом рассказе Брэдбери «И грянул гром». Помните, путешественник во времени, оказавшись в доисторической эпохе, убивает бабочку, чем кардинально меняет ход истории? Итак, когда Эван был маленьким, то его поступки сильно тревожили окружающих. А рисунки и вовсе пугали, тем более, что отец мальчика -- сын заключенного в спецлечебницу психопата, помешанного на «коррекции воспоминаний». И взросление, и становление Эвана проходило с большими проблемами. В дневнике, который он ведет по совету врачей, можно прочитать о смерти любимого пса от рук однокашника-садиста, съемках в домашнем порно соседа-педофила и т.д. Восстановление памяти болезненно. Оказавшись в прошлом, Эван всякий раз оказывается в иной реальности, порой поистине чудовищной. И, может быть, можно все исправить, на этот раз правильно поступив, хотя бы в деталях? Ведь, согласно теории хаоса, взмах бабочкиного крыла по одну сторону океана может оказаться причиной тайфуна по другую… Довольно выразительный и неглупый фильм, затрагивающий целый ряд проблем. Правда, идея более захватывающа, чем ее воплощение. По мнению С.Ростоцкого, «для того чтобы внятно и эффектно рассказать историю фильма, хватало сорока пяти минут. Оставшееся время тандем Бресс-Грабер заполняют многочисленными жутковатыми и -- что совсем уж удивительно -- логически выверенными подробностями. Итог: гром, понятно, не грянул, но в американском прокате этот в высшей степени обыкновенный фильм месяц не вылезал из топ-десятки. Мир устроен так, что все возможно в нем, но после ничего исправить нельзя». В ткани фильма можно увидеть отсылки к различным кинохитам от «Тупой, еще тупее» до «Семи». Постановку ленты осуществили сценаристы «Пункта назначения-2» Дж.Маккай Грубер и Э.Бесс. Когда в 2001 г. началась разработка этого проекта, то главные роли отводились Дж.Джексону («Черепа») и Али Лартер («Пункт назначения»). Потом главная роль предлагалась Ш.-У.Скотту, но он отказался. После чего выбор пал на его партнера по культовому фильму «Где моя тачка, чувак?» Популярность Э.Катчера (род. 7.2.1978 г., рост 189 см) связана не только с киноролями, но и союзом с Деми Мур, передачами MTV и юмористическими шоу. Готовясь к роли в «Эффекте бабочки», Эштон всерьез изучал психологию, психические заболевания и теорию хаоса. Забавно, что Мелора Уолтерс («20 баксов»), которая играет маму Эвана, лишь на 10 лет старше Кэтчера.

Эффект бабочки1

Съемки проходили в Ванкувере с 3 июня по 31 июля 2002 г. Номинации на «Сатурн» (за фантастический фильм), «Golden Trailer» и «Выбор подростков» (за триллер). Сборы в США $57,9 млн. Сборы за рубежом $38,1 млн. Сборы в России $0,7 млн. Бюджет $13 млн. Затраты на маркетинг $20 млн. Рейтинг сайта «Кинопоиск.Ру» -- 8,8/13895 голосов и высокое 41-е место в общем списке. Рейтинг IMDb – 7,8/116663 голоса В карьере Катчера это лучший результат. Посетитель сайта высказывает претензии к тем, кто промоутировал «Эффект бабочки» как ужаску, и утверждает, что единственная причина обилия плохих рецензий предельно субъективна: негативное отношение критиков к Катчеру. ***

 

 Белорусское кино

«МАЛЕНЬКИЕ БЕГЛЕЦЫ»   

(22, Пт, Лад, 14-35)

Беларусь, 2003, 90 мин., PG. Реж. Борис Берзнер («Команда»), Рената Грицкова («О том, как Колька и Петька летали в Бразилию»); в рол.: Людмила Аринина (бабушка Таня), Дарья Бранкевич (Настя), Максим Дарулис (Слава), Илья Синявский (Пашка), Жора Гайдучик (Саня), Андрей Душечкин (папа Сани), Эвелина Сакуро (проводник), Олег Акулич (администратор гостиницы), Джульетта Казакевич, Александр Кашперов (милиционер), Михаил Петров (дед Петр), Анжела Кораблева (бабушка Натсти), Ольга Шанцына (мама Насти), Джульетта Геринг (мама Сани), Вера Полякова (мама Славы), Анатолий Голуб (папа Славы), Иван Кирчук (конюх), Тамара Муженко, Владимир Грицевский, лабрадор Шерри (Лайма)

Приключенческая комедия для семейного просмотра по сценарию Лианы Королевой («Паутина», «Жизнь одна»). История об испытаниях, выпавших на долю четверки юных беглецов -- «искателей правды», не нашедших понимания со стороны взрослых.

маленькие беглецы 1

У каждого из героев собственные причины на это: запрет приютить бродячую собаку, неделикатность родителей и т.д. Таким образом ребята решают разобраться с собственными проблемами, а заодно – помочь слегка выжившей из ума бабушке Тане (76-летняя Л.Аринина, «Гостья из будущего»),

маленькие беглецы 2

которую взрослые дети хотят пристроить в дом престарелых. Со старушкой и связана основная интрига ленты. По ходу событий дети попадают в разного рода критические ситуации (столкновение с бандитами, контролером билетов, сотрудником гостиницы…) и проявляют свои лучшие качества: находчивость, смелость, доброту… В солидных рецензиях принято указывать, что «в центре внимания авторов ленты находятся проблемы нравственности и ответственности родителей за воспитание своих детей».

Интересно, что отзыв о фильме А.Беляева («Время новостей») напрямую соприкасается с темой турбизнеса: "Маленькие беглецы" -- безобидная комедия положений со всех удовлетворяющим хеппи-эндом. Да еще и с талантливыми детьми-актерами, что смотрится неизменно выигрышно. С экрана бывшая советская республика, а ныне не самая богатая и процветающая страна поражает красотой туристического проспекта. Социальных проблем здесь не то чтобы совсем нет, но показаны они как-то пунктиром. Среди героев -- мальчик из богатой семьи и его закадычный друг, мальчик из бедной семьи (отец -- ученый, мама -- безработная актриса), девочка из мидл-класса и даже беспризорник. Местный Гаврош живет в подвале, но вполне умыт, аккуратен и доброжелателен. Все персонажи независимо от их статуса обитают в удивительном пространстве -- чистом, аккуратном, с новенькими домами в больших городах и уютной архаикой небольших городков и беспроблемной инфраструктурой (включая хорошие дороги). Когда действие картины перемещалось на улицы города, то город выглядел таким шикарным хай-тек-мегаполисом, что во время просмотра российские журналисты то и дело недоуменно переглядывались: "Это Минск? Неужели там теперь так?" Показанное впечатляет настолько, что хочется плюнуть на муторные шенгенские визы и ездить отдыхать только в Беларусь. А что, если верить кинокамере, по уровню развития бытовой сферы Беларусь давно переплюнула Швецию. Но когда показывают хеппи-энд в лесу, возникает уже настоящая пастораль: ярко-зеленый лес, бревенчатый домик и крутошеие лебеди над зеркальной гладью бездонного озера. В общем, как говорил один персонаж, "такая жизнь, что помирать не надо". На мой взгляд, если воспринимать представляемый фильм с позиций реализма, то он лакировочный, а если как ералашную комедию, то она не достаточно отвязная, перегруженная четко прописанной позицией левого толка.

маленькие беглецы 5

Стоит отметить, что задумал и пытался поставить фильм Б.Берзнер («Редакция»), но безвременно ушел из жизни. Для одаренной Р.Грицковой (род. 11.11.1963 г., «Инсайт») он стал полнометражным дебютом. «С детьми работать очень тяжело, но и интересно. Они ведь постоянно импровизируют, -- рассказывала Рената. — Я хорошо помню слова своего учителя -- режиссера Виктора Турова, который говорил: «Если хотите узнать, получилось ли у вас кино, -- покажите его детям». Премия «Золотой витязь» за детский фильм. Кстати, его присуждение не обошлось без скандальной нотки. Как пишет И.Коваленко («Россия»), «мнение группы жюри подросткового возраста сильно разошлось с мнением жюри непосредственно детского возраста. Дети не могли найти компромисс. Поэтому пришлось делить жюри на “детей и юношество”. В результате российский фильм “Итальянец” почетное жюри удостоило дипломом I степени. Конкуренции с победителем конкурса детских фильмов, белорусской лентой “Маленькие беглецы”, наш “Итальянец” не выдержал, хотя в сюжетах фильмов есть много похожего, объединенного темой “дети чего-то или кого-то ищут”. А между тем «Итальянец» выдвинут от России на премию «Оскар». Может быть, надо было выдвинуть на него и картину Грицковой?. Звучат музыкальные композиции Ивана Кирчука (этно-группа «Троица»). Рейтинга IMDb нет. *1/2

https://www.traditionrolex.com/8