https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Дом солнца", "Компенсациия", "Наука сна" и "Город Зеро"</p>

«ДОМ СОЛНЦА»

(24, Вс, ОНТ, 21-05)

Россия, 2009, 95 мин., R. Реж. Гарик Сукачев («Кризис среднего возраста», «Праздник»); в рол.: Светлана Иванова (Саша), Станислав Рядинский (Солнце), Дарья Мороз (Герда), Иван Стебунов (Малой), Моисес Бланко (Хуан), Кирилл Поликашин (Скелет), Алексей Горбунов (Кореец), Ольга Блок-Миримская (Елизавета Анатольевна), Михаил Ефремов (Немчинов), Александр Мохов (Владлен Степанович), Никита Высоцкий (Карелин), Чулпан Хаматова (Галина), Нина Русланова (баба Оля), Анна Цуканова (Баба Беда), Иван Макаревич (Андрей Макаревич), Даниил Маргулис (Евгений Маргулис), Татьяна Агафонова (полковник), Иван Кокорин (дембель), Иван Охлобыстин (лектор), Алексей Панин (матрос), Александр Сукачев (клавишник), Гарик Сукачев (Владимир Высоцкий), Зоя Кайдановская, Евдокия Германова, Александр Митта, Александр Скляр, Сергей Баталов, Михаил Горевой

Дом солнца (1)  

Жанр. Ретро-мелодрама по мотивам повести Ивана Охлобыстина «Дом восходящего солнца»

Дом солнца (2)  

Хиппи. Субкультура, возникшая в 60-х годах в США. Расцвет движения пришелся на рубеж 60-70-х годов. Если предельно упростить, то пропагандировались любовь и пацифизм. Идеи хиппи дали толчок многим ярким произведениям разных жанров, а также косвенно, но благотворно повлияли на политику. Хотя в движении были и негативные явления, начиная со склонности к наркотикам.

Дом солнца (8)  

Дом солнца (12)

Сквозь «железный занавес». То, что хиппи «водились» в США – не удивительно, тем более, что их поддерживали многие медийные персоны, иное дело – СССР с его тоталитарным режимом. Понятно, что запали вражеские идеи в мозги юных строителей коммунизма в краткую хрущевскую оттепель. Но ведь и тогда, напомню, не было интернета и иностранных СМИ. Голливудских фильмов показывали минимум, а рок-музыка была в загоне. Так что перенимать опыт было крайне сложно. Немногочисленные советские хиппи подвергались прессингу сверху и раздражали обывательские массы. Не удивительно, что они негативно относились к советской власти, бывали близки диссидентской среде. В свою очередь, КГБ вел за хиппи слежку, словно за шпионами. Обо всем это, пусть и штрихами, но говорится в «Доме солнца». А атака на спровоцированную спецслужбами демонстрацию хиппи силами конной милиции с дубинками наперевес (аки черная сотня) производит сильное, но странное впечатление. У советских хиппи были своя мода (ленточки на голове, фенечки и т.д.) и сленг (чаще переделка с английского). Достаточно вспомнить: тусовка, психодром, пипл, вписка, сейшен, флэт, олдовый и т.д.

Дом солнца (13)


Дом солнца (14)

Дом солнца (16)

Дом солнца (19)

Дом солнца (20)

Дом солнца (17)

Дом солнца (18)

Дом солнца (21)

Дом солнца (22)

Дом солнца (23)    

Замысел и реализация. С идеей этой заведомо ностальгической ленты, рок-идол и профессиональный режиссер Гарик Сукачев носился давно. К ней так привыкли, что выход «Дома солнца» показался данностью. Возможно и поэтому, разочаровав потенциальных поклонников картины, у которых к тому времени в сознании успело сложиться свое кино о советских хиппи. Спасти положение мог лишь могучий творческий заряд, но на экране лишь пересказ истории, по форме недалеко ушедший от «мыльного» сериала. Уверен, что так получилось еще и потому, что было желание сделать кассовый фильм, расширив аудиторию. И напрасно. Как следствие, одним он показался не искренним, а у других вызвал обиду за собственную юность: не хиппийную, а комсомольскую. Вот и у меня отношение в теме картины намного более сложное, чем к ней самой. А уж, что и как видят в «Доме Солнца» юные зрители, помнящие себя с постсоветской эпохи, мне и вовсе трудно представить. Замечу лишь, что киношные стиляги (из одноименного мюзикла), таковых явно больше радуют.

Дом солнца (24)

О сюжете. 70-е годы прошлого века. В СССР – расцвет застоя. Милая девушка Саша очень рада, что поступила в престижный мединститут и искренне расстраивается, когда выясняет, что влиятельные родители ее «подстраховали». Они стараются сделать это и в отношении личной жизни дочери, сводя ее с перспективным дипломатом. А еще делают поистине царский подарок – путевку в Болгарию. Саша всему этому рада, но еще при поступлении в вуз, она обратила внимание на харизматичного парня, которого окружающие называют Солнце. В надежде вновь увидеть его, девушка охотно входит «систему» хиппи, которую, правда, логичнее назвать хаосом. Первым делом Саша попадает на полуподпольный премьерный концерт группы «Машина времени», буквально на ходу принявшей это название (среди исполнителей ролей «машинистов» двое сыновей участников классического состава и сын режиссера).

Дом солнца (3)

Дом солнца (4)

Дом солнца (5)

Они начинают с песни «Битва с дураками». «Что это?», – удивляется Саша. «Рок-музыка», – отвечают ей. Конечно же, налетает милиция и разгоняет антисоветчину. В ходе «бегов» по полям, Саша узнает, что Солнце с другой планеты и никогда не знаешь, где и когда он появится. Поэтому ожидать его, лучше покуривая марихуану. И вообще, не существует – завтра, есть – сегодня, всегда – сегодня. Ей приходится осваивать заковыристый сленг. Иначе как понять, что такое «три топора» и «слезы Мичурина»? И зачем их разогревать? Много внимания в системе уделяется искусству. Например, стихам Бродского. Но есть место и Высоцкому. Среди важных занятий – фарцовка. Костюмы многих экранных хиппи напоминают карнавальные, хотя бывали и такие персонажи. На детей солнца устраиваются злобные гонения со стороны спецслужб. Саша искренне удивляется: «Ну, как такое может происходить в нашей стране, чтобы били ни за что, лишь за светлые идеалы? Мы же не Америка какая-нибудь?». «С чего ты взяла, что это твоя страна, это – ИХ страна», – объясняет политическую ситуацию Солнце. «А где тогда моя страна?». «В тебе и больше нигде», – отвечает он в манере, близкой к религиозной. Отсюда и меткая фраза: «Иногда так хочется быть богом, или хотя бы секретарем обкома». Сбежав с тура в Болгарию, Саша отправляется вместе с «системой» в вожделенный для хиппи Крым. Понятно, что, учитывая его красоты, для картины – это беспроигрышный вариант. «Мы что здесь мы будем жить?», – с ужасом спрашивает Саша (хотя по меркам советских «дикарей» условия вполне хорошие) и слышит в ответ: «Здесь мы будем наслаждаться жизнью». На фоне других девушек системы, она безмерно наивна, читай, «никакая», но видимо этим и цепляет «христосообразного» юношу, сына бравого адмирала. К слову, прототип Солнца - лидер московской системы хиппи - Юра «Солнышко» Бураков.

Производство. Актерский состав фильма – своего рода «система-тусовка», основанная на дружеских и родственных связях. Так что советую с ним ознакомиться. Работа над «Домом солнца» неоднократно «замораживалось» и в сумме продолжалась около 4-х лет. Съемки заняли около двух лет, а проводились в Москве и Крыму (Балаклава, Карадаг, Керчь). На загоревших обнаженных телах девушек видны полоски от стрингов, которых в СССР не было. Подобных «непопаданий во время» в фильме немало.

Дом солнца (9)

Прочая информация. В саундтреке звучат ранние песни групп «Машина времени», «Воскресение», «Калинов Мост», мировые хиты начала 70-х годов, а также музыка Алексея Белова («Парк Горького»). «Дом Солнца» активно показывается на разного рода мелких и узконаправленных фестивалях, в том числе и американских. Завоеваны и награды, но не из числа тех, о которых стоит говорить. Сукачев пока все еще надеется, что его детище попадет в мировой прокат. Так и хочется съязвить, что исключительно в увязке с «Утомленными солнцем 2».

 

 «КОМПЕНСАЦИЯ»

(24, Вс, БТ, 22-30)

Россия, 2010, 86 мин., PG. Реж. Вера Сторожева («Небо. Самолет. Девушка», «Путешествие с домашними животными»); в рол.: Гоша Куценко (Сергей Мальцев), Любовь Толкалина (Ольга Мальцева), Владимир Епифанцев (Алексей), Полина Куценко (Кристина), Ирина Горбачева (Лена), Анна Щербинина (Галина), Анфиса Медведева (Надя), Андрей Назимов

компенсация 3

Приключенческая драма по сценарию Натальи Назаровой («Русалка», «Ранетки»). Уже исходя из творческой репутации режиссера Веры Сторожевой, можно до просмотра предположить, что данная лента не обходится без артхаусного флера. И действительно, в какие-то моменты «Компенсация» по манере напоминает творения Киры Муратовой (особенно эпизод с карликами). Заставляет она вспомнить и режиссерский дебют Сергея Бодрова-мл. «Сестры». По мнению Сторожевой, «Компенсация» – история о том, что каждому из нас так или иначе приходится платить за то плохое, что мы кому-то сделали, или за ту любовь, которую недодали. И чем дальше, тем такая компенсация тяжелее». Разумеется, такое суждение – отнюдь не открытие, но раскрыто в фильме вполне осмысленно. Итак, Сергей Мальцев когда-то перегонял машины, а затем «поднялся» и ныне возглавляет строительную компанию. Не случайно у него берет интервью гламурный журнал. Заодно мы знакомимся с домом и близкими Сергея. К деньгам он относится с уважением, но без олигархических перегибов.

компенсация 2

Фактически параллельно идет рассказ о совсем другой семье: девушки Лены (21-летняя И.Горбачева, «Индиго») и болезненной девочки Кристины, сыгранной дочерью Г.Куценко. Их мама после тяжелой болезни недавно умерла, а сестры остро вспоминают о папе, тем более что видят его фото в журнале. «Все люди делают ошибки, особенно мужчины». Они его практически не знают, ведь из дома он ушел 15 лет назад, когда старшей дочери было пять. Мы видим, как Лена и Кристина на машине отправляются в Москву. Отношения у них вполне хорошие – старшая сносит даже то, что младшая прихватывает с собой огромного кролика по прозвищу Борис Борисович, хотя тот не собака и гадит где придется. В Москве путешественницам есть где остановиться: в их временном распоряжении огромная квартира (хозяин которой повесился), в которой можно раскатывать на велосипеде. Впрочем, пора развлечений проходит, ведь впереди – главная задача: похитить сводную сестру Надю и получить у папы выкуп по $1 млн на каждую. Дело сразу же принимает серьезный оборот. Начиная с того, что суровая Лена буквально кормит Надю снотворным, отчего той становится плохо… Финал картины трагичен, но снимать продолжение позволяет.

компенсация 1

Фильм-открытие фестиваля «Окно в Европу» (Выборг). Сборы в России $0,44 млн. Рейтинг IMDb – 5,4/44 голоса. **

«НАУКА СНА»  **1/2

(24, Вс, ОНТ, 0-50)

La Science des reves/The Science of Sleep, Франция – Италия, 2006, 105 мин., R. Реж.-сцен. Мишель Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Перемотка»); в рол.: Гаэль Гарсия Берналь (Стефан Миру), Шарлотта Генсбур (Стефани), Ален Шаба (Гай), Миу-Миу (Кристина Миру), Пьер Ванек (месье Пуше), Эмма Де Канес (Зоэ), Аурелия Пети (Мартина), Саша Бордо (Серж), Стефани Метцгер (Сильвен), Ивет Пети (Ивана), Жан-Мишель Бернар (пианист)

наука сна3

Абсурдистская мелодрама. История странного художника Стефана, замкнутого и застенчивого молодого человека, которого буквально одолевают сны-видения, первым делом заставляющие вспоминать творчество Кафки. Поддавшись уговорам матери, занимающейся сдачей в аренду квартир и обещавшей интересную, творческую работу, Стефан переезжает из Мехико в Париж, в дом, где прошло его детство. Прежде всего наш герой надеется на то, что оценят его полотна, тематически связанные с разного рода бедствиями, катастрофами. Увы, вместо этого он всего лишь получает предложение заняться дизайном календарей, что технологично и скучно. Стефан не скрывает разочарования, а его голова полна изощренных изображений, а ля наш земляк Шагал. Скорее всего художник отправился бы восвояси, если бы не живущая в квартире напротив Стефани. Разгорается довольно диковинная любовная интрижка. Стефан вовлекает Стефани в свои фантазии, в запутанный, но очень яркий мир, существующий в его сознании. Он разрабатывает технику управления снами, надеясь с их помощью изменить реальность… Невероятно красивый фильм. Его просмотр буквально завораживает и оставляет ощущение доброй грусти. И это при том, что в нем много броских, глубоких фраз, бывающих и весьма грубыми. Возможно, именно это делает картину не выспренной заложницей арт-тусовки, а живой, понятной и лишенной морализаторства. В ткани ленты разбросано множество визуальных фишек вроде Стефана с гигантскими руками или целлофана вместо воды. Есть и немножко эротики. Идеально проведен кастинг, и после просмотра довольно трудно представить других артистов в главных ролях «Науки сна».

наука сна1

По мнению А.Васильева, «в лоскутной фантазии Гондри (создателя видеоиконографии Бьорк) Стефан, неистощимый на всевозможные приспособления из целлофана и пластилина, в одной из сцен упоминает в качестве источника вдохновения русскую анимацию. Действительно, если герой трогательного Берналя кого и напоминает, так это мужичонку из мультвертепа Татарского «Падал прошлогодний снег», особенно в той сцене, где он принес ожидавшуюся женой к Новому году елку в марте и теперь плетется за ругающейся половиной по мосту, помахивая тигровым хвостом. Сам же фильм — захламлен, как чердак, рукодельными спецэффектами. Изобразительную щедрость и выдумку «Науки сна» нельзя не оценить, как и обезоруживающе инфантильное чувство юмора (чего стоят такие, например, проявления галантности Стефана: «Когда я вижу твои сиськи, у меня встает пиписька»). А вот сможет ли она тронуть отдельно взятого зрителя, зависит от готовности признать себя в герое того анекдота о мальчике-дебиле, который заказал золотой рыбке слоновьи уши, свиное рыло и длинный хвост, чтобы им щелкать, и на вопрос рыбки: «А что ж ты не попросил богатства, вечной жизни, большой любви?» – удивился: «Ой, а че, можно было?!». Работая над фильмом, Гондри умышленно отказался от использования цифровых технологий.

наука сна2

Музыка Жана-Мишеля Бернара («Мадам Бовари») отмечена премиями на МКФ в Канне и публики от «Paris Cinema». Премия независимого кино «Chlotrudis» (США) за визуальное решение. Номинации: 27-летний Г.-Г.Берналь («Дневник мотоциклиста») и 34-летняя Ш.Генсбур («Феликс и Лола»). Съемки проводились во Франции. Сборы в США $4,7 млн. Сборы в остальных странах $10,3 млн., в т.ч. $0,3 млн. в России. Бюджет $6 млн. Рейтинг IMDb – 7,4/32539  голосов. ***11/2

Фильм из СССР

«ГОРОД ЗЕРО»

(24, Вс, СТВ, 22-45)

City Zero / Zero City, СССР, 1988, 103 мин., PG-13. Реж. Карен Шахназаров («Мы из джаза», «Палата №6»); в рол.: Леонид Филатов (Алексей Варадин), Олег Басилашвили (писатель Чугунов), Владимир Меньшов (прокурор), Армен Джигарханян (директор завода), Евгений Евстигнеев (директор музея), Алексей Жарков (следователь), Петр Щербаков (председатель горисполкома), Елена Аржаник (секретарша), Татьяна Хвостикова (Анна), Юрий Шерстнев (официант), Александр Беспалый (электрик), Виктор Поморцев (повар Николаев), Феликс Дадаев, Алеша Гордыдов (Миша)

Город зеро (47)

Трагифарс / интеллектуальная притча. Невероятная история командировки инженера Варадина в провинцию. Город Зеро предстает заповедником прошлого, в котором время не остановилось, но чудовищно отстает. Авторы фильма предлагают зрителям поучаствовать в своеобразной игре, в которой, как ни странно это звучит, чем абсурднее ситуация, тем она ближе к реальной жизни. Очевидно, именно из-за этого то и дело возникает ощущение неясной, щемящей тревоги. Конечно, «Город Зеро» – яркое детище «перестроечного» времени, но, что важно, и кинематографа как такового. Он и сегодня смотрится без скуки. А еще, на мой взгляд, это лучший фильм К.Шахназарова («Курьер»). Некоторые эпизоды из него, несомненно, обрели статус знаковых. Например, с голой секретаршей в приемной директора завода или с головой Филатова, принесенной в виде тортика в ресторане.

Город зеро (21)

Город зеро (1)

Город зеро (5)

Город зеро (6)

Город зеро (15)

Город зеро (18)

Город зеро (24)

Город зеро (34)

По мнению критика И.Шиловой: «Авторы предлагают своего рода игру, где представлены не живые люди, реальные обстоятельства, но персонажи, маски, марионетки кунсткамеры. Сам мир фильма – развернутая метафора, материализованная химера». Музыка Э.Артемьева. Призы МКФ в Чикаго, Вальядолиде и Бергамо. Номинация на премию «Ника» за декорации. Рейтинг IMDb – 7,4/380 голосов. **1/2

 

https://www.traditionrolex.com/8