https://www.traditionrolex.com/8
<p>Венерин башмачок в Национальном парке «Нарочанский» действительно произрастает.</p>

В минувшем году, ближе к осени, удалось побывать в одном из чудеснейших уголков Национального парка «Нарочанский» — природном комплексе «Голубые озера». Экскурсия по его четырехкилометровой экологической тропе отложилась в памяти, как путешествие в сказочный, неизведанный ранее мир. Представьте себе – петляет тропа по вершине холма, а внизу — ожерелье озер: Глубля, Глубелька, Мертвое... Среди лесных массивов они кажутся голубыми глазами земли, опушенными зелеными ресницами-кронами.

С левой стороны тропы, от подножья холмов из каньона, поросшего густым лесом, все слышней начинает доноситься бурлящий шум воды. «Это, — поясняет экскурсовод, — речка Страча. Высота склонов над ней достигает 35 метров». Но в ту минуту кажется, что в два раза больше, настолько далеко внизу под ногами колышутся верхушки огромных сосен.
В притоках и ручьях Страчи живут, оказывается, бобры, «кучкуются» журавли во время свадеб, есть лебеди, богат и разнообразен вокруг своенравной речушки растительный мир. Но что самое интересное — здесь произрастает Венерин башмачок. К сожалению, как ни вглядывались в разнотравье берегов Страчи, надеясь полюбоваться на «живую» белорусскую орхидею, так ее и не обнаружили.

«А, может, и нет здесь вовсе цветка-башмачка? — засомневался кто-то из экскурсантов и скептически произнес, — Нынче любую легенду придумают, лишь бы завлечь туристов».
Всю зиму поиск ответа на этот вопрос не давал мне покоя, пока не встретилась с заведующим сектором кадастра растительного мира Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Республики Беларусь Олегом Масловским.

— Венерин башмачок в Национальном парке «Нарочанский» действительно произрастает, — авторитетно заверил Олег Мечиславович. — В районе реки Страча наши ученые пересадили этот редкий цветок в 2009 году, а в 2010-м он уже порадовал — зацвел.

— Не может быть, это же очень прихотливое растение? И почему вы решили, что именно здесь он примется? — продолжала допытываться у Олега Мечиславовича.

— Пересадка такого растения действительно очень сложное дело. Нельзя расселять его лишь бы куда. Известно, что Венерин башмачок изначально произрастал на Голубых озерах. Я сам, будучи школьником, видел его на берегу Страчи возле деревни Ольшево. Туристы, молодежь, отдыхая в этих местах, постепенно истребили удивительный цветок лет 25 назад. Поэтому ученые разработали специальное направление по этой территории, которое предусматривало целый комплекс мероприятий. Высадили цветок на специальную почву с учетом того, что Венерин башмачок может существовать лишь в симбиозе со специальными бактериями, а росток взяли с популяции Брестской области. Работники нацпарка и наши ученые контролируют такие объекты, наблюдают за процессом ренатурализации растений. «Шефство» над Венериным башмачком постоянно держит научный сотрудник нашего сектора Анастасия Шевкунова.

По словам Олега Мечиславовича, в естественной среде увидеть Венерин башмачок не так-то просто. Встречается он в разреженных широколиственных и хвойно-широколиственных лесах, предпочитает свежие, нейтральные, богатые кальцием почвы и полутеневые условия, повсюду охраняется на государственном уровне.

В Европе этот цветок называют дамскими туфельками, в Америке — мокасинами, у нас, в Беларуси, — «чаравічкамі Багародзіцы», «зязюлькінымі чаравічкамі». Существует и немало легенд о происхождении цветка-краснокнижника. Самая известная повествует о том, как однажды богиня любви и красоты Венера забрела в наши леса. Деревья и цветы так радовались ее приходу, что предстали перед гостьей во всей своей красе. Венера долго гуляла, любуясь ими. Устав после утомительной дороги, присела отдохнуть, сняла башмачки. А когда уходила домой, о них позабыла. И превратились туфельки в цветы необыкновенной красоты. Увидев такое чудо, люди так их и назвали: «Венерины башмачки».

Более 50 видов у этого растения, но в нашей стране произрастает только два. В Европейских странах встречаются красные, коричневые с желтой чашечкой экземпляры, а у нас — желтые, белые, зеленоватые.

Помимо НП «Нарочанский» Венерин башмачок произрастает в НП «Беловежская пуща», Березинском заповеднике, особо охраняемых территориях Полесского региона, выращивается в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси и Ботаническом саду Витебского университета.
Любопытный факт: первый лист у этого цветка появляется через 4 года, а зацветает он в первый раз на 15-17 год, после чего может долго «сидеть» под землей.

Его популяция на территории нашей страны, к сожалению, невелика. На уменьшении численности цветка сказываются осушительно-мелиоративные работы, вырубка лесов, сбор цветущих растений, зарастание экотопов кустарниками и подростом древесных пород. Чтобы такого не происходило, ученые, экологи, лесоводы осуществляют периодический контроль за состоянием известных популяций, строгим соблюдением режима охраны на заповедных территориях, предотвращением в местах роста башмачка антропогенных воздействий. Но и каждый из нас должен бережно относиться к природе. Венерин башмачок словно подсказывает нам, насколько чувствителен растительный мир ко всему, что происходит на нашей земле.

Анна ЗАХАРОВА ("Белорусская лесная газета")

https://www.traditionrolex.com/8