https://www.traditionrolex.com/8
<p>Стоимость брендов, входящих в десятку самых дорогих, оценивается в миллиарды долларов. Неудивительно, что владельцы товарных знаков трепетно относятся к логотипу и названию своей компании и тщательно следят за соблюдением авторских прав. Турбизнес, в том числе белорусский, – не исключение.</p>

Стоимость брендов, входящих в десятку самых дорогих, оценивается в миллиарды долларов. Неудивительно, что владельцы товарных знаков трепетно относятся к логотипу и названию своей компании и тщательно следят за соблюдением авторских прав. Турбизнес, в том числе белорусский, – не исключение.

Есть ли в Беларуси туристические бренды?

Как рассказали в Национальном центре интеллектуальной собственности, подавляющее большинство белорусских турфирм имеют зарегистрированную торговую марку.

Процедура регистрации несложная, и руководители белорусских турфирм говорят, что легко справлялись с подготовкой документов. «Заявку о регистрации товарного знака мы подали в 2002 году, а в 2003 получили свидетельство о регистрации, – рассказывает директор компании «Мастер Путешествий» Евгения Зубкова. – Все документы мы готовили самостоятельно, никаких сложностей с этим не возникало». Несмотря на простоту процедуры, далеко не все специалисты отрасли считают проблему интеллектуальной собственности и, в частности, охраны торговых марокактуальной для белорусского рынка – нередко об этом говорят как руководители компаний, не регистрировавшие товарный знак, так и те, кто давно позаботился о такой регистрации. «Брендирование не слишком эффективно работает на нашем рынке, причем эта тенденция прослеживается не только в туризме, – комментирует Евгения Зубкова. – Как бы ни называли себя белорусские турфирмы – агентами или операторами, – они не имеют собственных самолетов, отелей на зарубежных курортах, поэтому клиенты идут не в конкретную компанию, а скорее к хорошему проверенному менеджеру независимо от места его работы. Даже если бы мы сейчас переименовали компанию, наработанная менеджерами клиентская база все равно сохранилась бы. Кроме того, для белорусов большое значение имеет соотношение цены и качества. В Минске не работает даже принцип шаговой доступности – туристов интересует в первую очередь стоимость и, пожалуй, наличие парковки».

«На мой взгляд, на белорусском туристическом рынке эта проблема пока не совсем актуальна, – говорит директор компании «Экотур-6» Мира Баран. – Наша компания успешно предлагает свои услуги уже 20 лет, мы имеем определенное положение и хороший имидж, фирменный стиль, однако товарный знак мы не регистрировали. Хотя в последнее время я задумываюсь о регистрации: появляются компании со сходным адресом интернет-сайта, похожим названием. Впрочем, на нашей работе это никак не отражается: наши агенты и постоянные клиенты едва ли перепутают нашу фирму с кем-то другим».

Бренды-близнецы

Компании, по каким-то причинам не зарегистрировавшие торговую марку, в определенной степени защищены: товарный знак не должен воспроизводить известное в Беларуси наименование юридического лица, и даже если недобросовестным конкурентам все же удастся произвести такую регистрацию, обладатели наименования могут ее оспорить. Тем не менее на практике не редки ситуации, когда товарный знак регистрируется физическими лицами без намерения его использовать, а после на определенных условиях предлагается компании, которая не успела произвести регистрацию. В Беларуси созданы рычаги противодействия таким инцидентам: заявления по факту недобросовестной конкуренции рассматривает антимонопольный орган – Департамент цен Министерства экономики. Как правило, «незаконные» регистрации нивелируются.

На более развитых рынках, где стоимость брендов доходит до десятков миллионов долларов, разгораются настоящие войны. Например, на российском рынке «Горящие путевки» сражаются с «Горячими турами», недобросовестные агентства то и дело представляются филиалами известных компаний, а иногда возникают и вовсе курьезные ситуации. Например, в прошлом году журнал Forbes отсудил у российской туристической компании «Лэндмарк ВИП сервис» право на доменное имя forbes.ru, а пять лет назад нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» выразила недовольство «похожестью» логотипа нового туроператора «Луктур» на свой собственный и пробовала добиться его аннуляции через Роспатент. «Нефть и туризм сходны до степени смешения», – иронизировали тогда российские СМИ.

Белорусский рынок куда более терпим и миролюбив, однако и у нас случаются неприятные ситуации. «Неоднократно к нам приходили недовольные клиенты, предъявлявшие претензии по организации поездок в Израиль, в Одесскую область, – рассказывает Евгения Зубкова. – Выслушав туристов и посмотрев их бумаги, мы обнаруживали, что речь идет о совершенно другой компании со схожим названием, не имеющей никакого отношения к нам – «Мастеру путешествий». Не могу судить, насколько обоснованны были претензии приходивших к нам клиентов этой фирмы: довольно часто туристы просто не понимают, где заканчиваются пределы компетенции турфирмы, и требуют вернуть деньги из-за плохой погоды на курорте или, например, задержки рейса. Поэтому мы разработали внушительное приложение к договору, поясняющее, за что несет, а за что не несет ответственность турфирма. Тем не менее, ситуация с недовольными клиентами из компании с похожим названием повторялась, и я даже задумывалась о решении этой проблемы через суд. Защита интеллектуальной собственности – очень тонкая сфера: нам необходимо было бы доказать, что слово «мастер» является преобладающим в сознании туристов, и потребителей вводят в заблуждение. Впрочем, сейчас у нас есть также уполномоченное агентство Tez Tour и торговая марка «22 параллель» – туры в Израиль продаются именно в этом офисе, поэтому проблема с компанией, имеющей созвучное название, практически решена мирным путем».

Зарегистрируй марку и спи спокойно

Сегодня на белорусском рынке появляются десятки новых компаний, и вопрос регистрации товарных знаков становится особенно актуальным.

Процедура довольно проста: чтобы зарегистрировать товарный знак, необходимо предоставить документы в Национальный центр интеллектуальной собственности и заплатить пошлину в размере трех базовых величин – за подачу заявки и проведение экспертизы. В случае положительного решения компании нужно также произвести платежи непосредственно за саму регистрацию. Кстати, если туризм – не единственная сфера, в которой работает предприятие, нужно учитывать, что для заявок, относящихся более чем к трем классам товаров и услуг, предусмотрена доплата в размере двух базовых величин. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, однако ее можно продлять неограниченное количество раз. Кроме того, товарный знак может быть уступлен, продан или передан по договору франчайзинга.

Впрочем, прежде чем приступать к регистрации торговой марки, необходимо знать некоторые законодательные аспекты. В Республике Беларусь охраняются товарные знаки, представленные в графической форме: словесные обозначения, изображения, сочетания цветов и так далее. В мировой практике встречаются также звуковые товарные знаки, однако в нашей стране подобных прецедентов нет. В товарном знаке нельзя воспроизводить произведения искусства без согласия автора или его наследников, имена известных лиц, названия государств, изображения гербов – для использования таких элементов необходимо согласие полномочного лица. Существуют также ограничения на использование фамилий. В качестве торговых марок нельзя регистрировать географические указания и видовые названия – невозможно, например, зарегистрировать знак «яблоко» непосредственно для этого фрукта как товара. Кстати, предпочтительно, чтобы владельцем товарного знака было юридическое, а не физическое лицо (например, директор).

Перед подачей заявки нужно также присмотреться к логотипам и названиям конкурентов: тождественные, полностью воспроизводящие друг друга обозначения не регистрируются. Не регистрируются также товарные знаки, сходные до степени смешения, когда потребитель может ассоциативно связывать определенную торговую марку с уже представленной на рынке. Естественно, этот оценочный критерий весьма условен, однако существуют методические разработки по сравнению обозначений. Эксперты выделяют доминирующие и недоминирующие элементы товарного знака: к примеру, изменение одной буквы едва ли приведет к тому, что товарный знак будет восприниматься как новый, а вот добавление какого-либо яркого элемента способно сделать знак оригинальным. Кстати, если компания, подавшая заявку, не согласна с отказом в регистрации, она может обратиться в апелляционный совет при Национальном центре интеллектуальной собственности. Решение апелляционного совета может быть обжаловано в Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

Если процедура регистрации товарного знака кажется компании чересчур сложной, можно прибегнуть к помощи патентного поверенного, который возьмет на себя всю юридическую составляющую этого процесса.

Белорусские компании активно осваивают правовые аспекты интеллектуальной собственности, однако возможности ее охраны наши компании используют лишь в незначительной степени: турфирмы, к примеру, не спешат регистрировать оригинальные названия готовых программ, редко защищают свой товарный знак в других странах.  Между тем данная процедура довольна проста: согласно мадридской системе регистрации товарных знаков, компания подает заявку в национальное ведомство, откуда она поступает в международное бюро в Женеве и направляется в те страны, где заявитель пожелал получить охрану торговой марки. Вероятно, с развитием области интеллектуальной собственности в нашей стране белорусские турфирмы все чаще будут обращаться за международной регистрацией, а разрешение спорных моментов через суд станет более распространенной практикой.

Автор благодарит Национальный центр интеллектуальной собственности и лично Валентина Рачковского за помощь в подготовке материала.

https://www.traditionrolex.com/8