https://www.traditionrolex.com/8
<p>В газете "Вечерний Брест" публикуются репортажи о подробностях трансграничной водно-велосипедной экспедиции "Августовский канал - Беловежская пуща", проходящей под патронажем газеты</p>

В газете "Вечерний Брест" публикаются репортажи  о подробностях трансграничной водно-велосипедной экспедиции «Августовский канал – Беловежская пуща», проходящей под патронатом газеты.

Группа, состоящая из белорусов, немцев и поляков, уже завершила байдарочную часть маршрута, пересела на велосипеды и отправилась колесить по приграничью Гродненщины.

Вашему вниманию предлагается отрывок из материала Александра Кульбаки.

Сервис на шлюзе – это по-нашему

«После «Кужинца» некоторое время гребешь точнехонько по линии государственной границы: слева мелькают белорусские демаркационные столбики, справа – польские. А километра через 2-3 канал сворачивает в Беларусь окончательно.

22 километра Августовского канала проходят по территории нашей страны - северо-западу Гродненщины. Долгое время белорусская часть этого уникального гидросооружения была в запустении. Лишь в 2004 году, после подписания соответствующего указа, страна начала ударными темпами восстанавливать водный путь.

Уже к лету 2006-го реконструкцию завершили. Тут же было подготовлено досье для включения белорусской части канала в Cписок Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предполагалось, что очень скоро и в нашей стране Августовский канал станет одним из интереснейших и массово посещаемых туристических объектов.

Сразу о хорошем: все шлюзы на белорусской территории восстановлены и работают. Прибрежная зона тоже неплохо укомплектована. Обновлены причалы, оборудованы стоянки для отдыхающих (даже электричество подведено). Возле шлюза «Домбровка» у базы отдыха был замечен теплоход «Неман». Одним словом, канал готов к приему туристов.

Теперь о «скользких» частностях. На первом чисто белорусском шлюзе с названием «Волкушек» нас встречали. Только подгребли к «переходу» - ворота, как в сказке, начали тут же отворяться. Правда, вызвать тружеников шлюза на канал, опять же, может только вышеназванная фирма (все это входит в стоимость пакета здешних туруслуг). Так что если без «заявки» отважитесь путешествовать по белорусской части канала – скорее всего, придется шлюзы попросту обносить.

Было уже начали хвастаться перед нашими иностранцами: мол, гляньте, как все оперативно и круто - не чета вашим неработающим шлюзам. Вот таким должен быть настоящий сервис! Но поведение работающей на шлюзе публики в один миг все испортило. Парней уже изрядно «штормило» (и это в 10 утра), да и в выражениях во время выполнения работ ребята не особо стеснялись. (Заметим, что наши немцы и поляки прекрасно говорят по-русски.) Сразу вспомнились польские шлюзовые: вежливые, аккуратно одеты, в фуражках. Наши же и насчет униформы не напрягались: просаленные робы да рваная тельняшка…

Попробовали было выйти на берег в окрестностях этого шлюза. Все-таки путеводители настойчиво рекомендуют взглянуть на здешнюю достопримечательность – солнечные часы. Но на вопрос «где?» получили «соответствующий ответ». Да еще с дополнением: «Ничего про ваш туризм не знаем. Здесь погранзона. Так что давайте побыстрее гребите отсель и не мешайте работать».

…Шлюз следующий – «Домбровка» - добавил негативных эмоций. Нас снова ждали и без проблем впустили внутрь. Началось понижение уровня воды. И тут выясняется, что въездную стенку шлюза работники просто забыли закрыть. Минут 20 сидели в этом бурлящем потоке, пока «наверху» у кого-то созрела мысль взглянуть на положение дел у шлюзующихся… Ошибку неохотно исправили и с видом, что все так и было задумано, выпустили нас на свободу…

Места, конечно же, обалденные. Купайся, отдыхай вволю. Природа фантастическая. На все это, как мог, старался указывать немецкой коллеге по байдарке. Но та была безжалостна: «Я все понимаю, но люди-то где?» И против этого факта не возразишь: отреставрированный пять лет назад за сумасшедшие деньги туристический бренд страны с названием «Августовский канал» сегодня мало кого интересует. Как изменить ситуацию? Вроде решение очевидно: упростить пограничный режим и отдать прибрежный сервис (как в Польше) в частные руки.

…Финиш водного этапа позволил вспомнить о вчерашних «переносных» страданиях. Просто кемпинг, к которому мы планировали пришвартоваться на ночлег, находился в… двух (!) километрах от канала. (Этот «феномен» я даже и не пытался объяснить нашим иностранным коллегам – сам в него не въезжаю.) Такую дистанцию с лодками на плечах протопать проблематично. Вот и пришлось срезать, перенеся байдарки на вытекающую через шлюз-регулятор речку Осташанку.

Кое-как загрузились в лодки и допетляли по этой узенькой речушке до стоянки. Заметим, что такой вариант «логистики» предложила опять же турфирма. И даже в смету расходов заложила этот наш маневр: мол, уровень воды в Осташанке тамошняя гидроэлектростанция специально для нас поддержит. Как выяснилось, на самой ГЭС об этом никто ни сном, ни духом…».

Шлюз

https://www.traditionrolex.com/8