Как сообщает Deutsche Welle
Туристы, приезжающие в немецкую столицу, имеют возможность передвигаться по городу на самых разных транспортных средствах, взятых напрокат. Недавно к ним прибавились еще и электрические тук-туки.
К услугам гостей немецкой столицы – не только традиционные экскурсионные автобусы, общественный транспорт и такси, но и многие другие средства передвижения и осмотра достопримечательностей.
Предприимчивые туристы могут прокатиться по городу в карете, запряженной парой гнедых, или отправиться в «сафари» на легенде ГДР – автомобиле Trabant. Можно подняться на воздушном шаре на 150 метров вверх и полюбоваться панорамой столицы с высоты птичьего полета.
Мускулистые молодые люди катают туристов на велорикшах, попутно рассказывая о городе. Напрокат в Берлине дают велосипеды, причем как простые, так и с электрическим моторчиком, скутеры, электросамокаты, электророллеры, а теперь еще и тук-туки – тоже электрические.
Американская идея
Американцу Адаму Райсу, обосновавшемуся в Берлине шесть лет назад, идея в голову пришла в Индии. Он торопился на самолет, боялся опоздать и, чтобы не застрять в пробке, взял юркий тук-тук, водитель которого быстро домчал пассажира в аэропорт, лавируя в транспортном потоке.
Тук-туки – трехколесные открытые средства передвижения с двухтактным двигателем (отсюда и название) – разнаряженные, как новогодние елки, еще с 50-х годов прошлого века начали наводнять крупные города Юго-Восточной Азии и до сих пор успешно выдерживают конкуренцию с обычными такси.
Тук-туки Адама Райса. Удлиненный вариант
Почему бы не выпустить тук-туки – в облагороженном и экологически безопасном варианте – на улицы Берлина? В Амстердаме Адам Райс нашел инженеров, которые с учетом европейских стандартов качества и безопасности спроектировали нехитрую конструкцию, снабдили машины электрическими двигателями и наладили их мелкосерийное производство. А Райс застолбил за собой эксклюзивные права на эксплуатацию и продажу тук-туков в Германии.
Эх, прокачу!
Внешне голландские тук-туки ничем не отличаются от своих азиатских собратьев, если не считать белого цвета и отсутствия всевозможных гирлянд и прочих украшений. Правда, цена на них, по меркам Южной Азии, заоблачная: от 15 до 17 тысяч евро в зависимости от модификации.
По улицам Берлина разъезжают две модели: стандартная, в которую умещаются три пассажира плюс водитель, и удлиненная – с двумя сиденьями друг против друга, на семерых. Первая – три метра в длину, вторая – четыре. Ширина – полтора, что иногда позволяет протискиваться в щели между другими участниками дорожного движения или объезжать их по велосипедной дорожке.
Двигатель – 7 киловатт, максимальная скорость – 50 километров в час, аккумулятора весом в 300 килограммов хватает на 70-80 километров пробега. Ночью тук-туки заряжают от обычной розетки.
Турист сам за рулем
Базируются берлинские тук-туки на углу Циммерштрассе и Вильгельмштрассе, в двух шагах от бывшего КПП «Чарли», где в свое время проходила граница между советским и американским секторами Берлина.
Место водителя: управлять тук-туком просто, но непривычно
Стандартный тур с гидом по главным достопримечательностям немецкой столицы длится 75 минут и стоит 30 евро с человека. Если пассажиров всего двое - то 40 евро, один – 60. При этом управляет тук-туком не гид, а один из туристов, который должен иметь обычное водительское удостоверение.
Это не прихоть хозяина, а следствие берлинских законов, запрещающих коммерческую перевозку людей в транспортных средствах на трех колесах. Адам Райс уже попросил столичные власти сделать исключение. Поскольку управлять тук-туком хоть и не особо сложно (вперед, назад, стоп), но непривычно, и в целях безопасности целесообразнее было бы посадить за треугольный руль опытного гида.
Никита ЖОЛКВЕР, Берлин