https://www.traditionrolex.com/8
<p>У туристов, самостоятельно путешествующих по Европе, со временем вырабатывается безусловный рефлекс: в очередном незнакомом городе они первым делом ищут заветную букву «I». В туристическом центре можно с легкостью не только раздобыть карту города с отмеченными достопримечательностями, но и заказать экскурсию и забронировать себе ночлег. Портал TIO.BY решил выяснить, как развивается подобная сеть в Беларуси</p>

У туристов, самостоятельно путешествующих по Европе, со временем вырабатывается безусловный рефлекс: в очередном незнакомом городе они первым делом ищут заветную букву «I». В туристическом центре можно с легкостью не только раздобыть карту города с отмеченными достопримечательностями, но и заказать экскурсию и забронировать себе ночлег. Портал TIO.BY решил выяснить, как развивается подобная сеть в Беларуси.

Впрочем, пока говорить о какой-то «сети» в Беларуси не приходится – процесс ее формирования только начался. Фактически само понятие «туристический информационный центр» в правовом поле страны появилось только с июня 2010 года, после внесения соответствующих поправок в Закон "О туризме". Был определен и порядок их учреждения: нужно отдать должное разработчикам – практически «в свободной форме». Согласно закону, создать подобный центр может любой желающий (местные власти, юридические и физические лица) и в любой организационно-правовой форме, за исключением потребительского и производственного кооперативов, а также фермерского хозяйства.

 Частная инициатива: на одном энтузиазме долго не продержишься

После нововведений, вступивших в силу с октября 2010 года, заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга озвучил грандиозные планы развития туристической информационной сети: к 2013 году подобные учреждения планировалось организовать в каждом райцентре страны. Заняться их созданием должны были местные власти, а роль координатора предписывалась Национальному агентству по туризму. Между тем частный бизнес также заинтересован в учреждении и развитии туристических информационных центров.

Подобный центр в Логойске изначально планировали организовать в тесной связке с местными властями. Благо на тот момент была опубликована Директива №4, которая должна была способствовать развитию в стране государственно-частного партнерства. Но на практике все оказалось не так однозначно – другие нормативные акты прямо запрещали участие госструктуры в хозрасчетах частного предприятия. В итоге, чтобы не затягивать процесс создания туристического информационного центра, его решили зарегистрировать полностью как частное учреждение.

«Но мы продолжаем тесно сотрудничать с местным райисполкомом, с отделом спорта и туризма, – рассказал Павел Драгунов, директор туристического информационного центра ООО «Инфоцентр Бай». – Конечно, когда центр только создавался, были какие-то сомнения, но сейчас мы нашли себя. Для туристических центров, которые работают в небольших населенных пунктах, очень важна диверсификация деятельности. Пока в стране не так много туристов, на голом месте центрам просто не выжить. Инфоцентры должны заниматься чем-то реальным, они должны сами себя содержать, а по возможности еще и зарабатывать. Создать такой центр – не проблема, всегда можно поставить в помещении пару стульев, посадить сотрудника и назвать все это «туристическим информационным центром». Все что угодно можно назвать центром, но что дальше? Если по всей стране это будут дотируемые убыточные предприятия, говорить о каком-то развитии не придется».

«Инфоцентр Бай» для диверсификации выбрал сразу несколько направлений. Помимо собственно туристической поддержки, оказываемой туристам в сотрудничестве с турфирмой «Династа», здесь занимаются цифровой полиграфией, созданием интернет-сайтов и даже производством и продажей… сувениров.

«Мы обратили внимание на нехватку белорусских сувениров, попробовали сначала сделать что-то сами, буквально «на коленке», потом начали привлекать ремесленников, – объяснил Павел Драгунов.– Оказалось, что это интересно и нам, и туристам, и горнолыжным центрам, которые работают поблизости. Местные ремесленники охотно идут с нами на контакт – для них это еще один канал сбыта. К примеру, оказалось, что в районе есть сильные гончары – один из них раньше работал напрямую с Россией, теперь часть его продукции продается здесь. В будущем хотелось бы объединить ремесленников в каких-то совместных проектах. Но это долгосрочная перспектива. Сейчас, в условиях кризиса, главная задача – продержаться на плаву, не уйти в отрицательный баланс и дождаться подъема туристической отрасли».

В Национальном агентстве по туризму опыт создания частного туристического центра только приветствуют.

«Это право за субъектами хозяйствования и физическими лицами закреплено законодательно, – подчеркнул Вячеслав Чернов, директор Национального агентства по туризму. – Ограничивать и разделять частные и государственные туристические центры бессмысленно, в этой области должны иметь возможность работать все желающие».

Координация работы и финансирование

Собственно Национальное агентство по туризму напрямую курирует работу двух информационных центров: в Минске и в Гомеле, где также работает филиал НАТ. Но готово выступать общим координатором для всех центров страны в перспективе. Правда, не в ближайшей.

«Я с настороженностью отношусь к законодательному регулированию процессов, которые находятся на этапе становления, – объясняет Вячеслав Чернов. – На сегодняшний день туристические информационные центры не сведены в какую-то общую систему. А пока она только формируется, не стоит ставить на этом пути дополнительные бюрократические препоны. Для каких-то четко сформулированных требований время еще не пришло. Национальное агентство оказывает туристическим центрам методическую и информационную поддержку, думаю, в будущем наша основная координирующая роль будет заключаться в такой технической помощи. Все-таки формированием задач в туристической отрасли занимается Министерство спорта и туризма. Одним из возможных вариантов приведения туристических центров в общую сеть может стать работа под франшизой Национального агентства по туризму. Мы уже подали документы на регистрацию своего знака в Центр интеллектуальной собственности. Туристические центры, которые захотят использовать его в работе, должны будут выполнить определенные требования, чтобы соответствовать определенным корпоративным стандартам. Мы ни в коем случае не планируем привлекать центры к сотрудничеству с помощью административных ресурсов – Национальное агентство сделает все, чтобы создать для них выгодные условия».

Пока это только один из возможных вариантов развития в Беларуси полноценной туристической информационной сети. Но как бы там ни было, на пути ее создания по-прежнему стоит один важный вопрос – порядок финансирования. Здесь у представителей власти пока больше вопросов, чем ответов. Фактически в законе не произошло закрепления каких-то возможных механизмов финансирования – только порядок создания туристических информационных центров. Конечно, если подобное учреждение создает частная структура или юридическое лицо в качестве своего структурного подразделения, они сами заботятся и о выживании, и о развитии центра. Именно по такому принципу работают информационные центры Беларуси за рубежом – им помогают только информационными материалами, бюджетного финансирования они не имеют. И все-таки планируется, что подавляющее большинство туристических информационных центров будет создано местными органами управления. Надеяться на то, что они немедленно станут самоокупаемыми, не приходится, а потому возможность их финансирования из местного бюджета все-таки должна быть предусмотрена – или же власти должны заранее продумать механизмы, с помощью которых инфоцентр сможет зарабатывать.

https://www.traditionrolex.com/8