https://www.traditionrolex.com/8
<p>Турист, глядя сверху на остатки деревянных строений и мостовых, может и не заметить лужиц воды. Но внизу, в раскопе, ноги тонут в жиже. Профессор Петр Лысенко считает, что это грозит разрушением уникального археологического музея</p>

Как сообщает «Вечерний Брест»:

У археологического музея «Берестье» в этом году проблема – ряд участков раскопа подвергается подтоплению. Некоторые представители технических служб областного краеведческого музея и областного управления культуры считают, что всему виной повышение уровня грунтовых вод, наблюдаемое в последние годы повсеместно. Доктор исторических наук Петр Лысенко, открывший миру древний детинец Берестья, придерживается другого взгляда: главная причина – в том, что нет нормального стока дождевых вод, и в итоге они попадают в раскоп.

Турист, глядя сверху на остатки деревянных строений и мостовых, может и не заметить лужиц воды. Но внизу, в раскопе, ноги тонут в жиже. В этом убедились и первооткрыватель Берестья, и журналист «Вечерки». Профессор Петр Лысенко считает, что это грозит разрушением уникального археологического музея.

На первых порах разговор проходил на несколько повышенных тонах. Нетрудно понять Петра Федоровича – над его детищем нависла угроза частичного уничтожения. По мнению работников технических служб, разработка проекта новой системы капитального дренажа и отвода поступающей воды потребует нескольких десятков миллионов рублей, а воплощение в жизнь – сотни миллионов.

Петр Федорович с жаром отстаивал свою позицию: «Речь идет не о сотнях миллионов, а об элементарном ремонте, чтобы предотвратить попадание дождевых вод вниз, на грунт». Аргументы: глядя из раскопа вверх, можно явственно увидеть канавку, «пробитую» водой, поступающей извне. Прошлись и по отводной отмостке вдоль здания. В свое время она была выполнена отлично: вода с крыши и стен стекает по уклону в специальные водоотводы за пределы музея. Только вот сегодня через бетон водоотводов прорастает трава, на некоторых участках уже проглядывает внутренняя арматура, а в одном месте, где и видна «протечка», отсутствуют два прогона бордюра водосливного желоба.

Надо отдать должное директору краеведческого музея Алексею Митюкову и заведующей филиалом «Берестье» Светлане Щербе – решение об установке двух бордюров было найдено на месте, в ходе импровизированного совещания.

Как оказывается, не так страшен черт, как его малюют. В этом убежден заведующий кафедрой сельскохозяйственных гидротехнических мелиораций Брестского государственного технического университета, кандидат технических наук доцент Николай Водчиц, приглашенный на встречу в качестве научного консультанта: «По моему мнению, в первую очередь надо спасать музей от дождевых вод – поднятие грунтовых имеет очень малое значение. После встречи я сел за расчеты – и не вижу, где речь может идти о десятках миллионов рублей. На ремонт отмостки требуется три-четыре мешка цемента. Внутри раскопа необходимо установить дополнительную небольшую дренажную систему. На это потребуется, по моим расчетам, 140 метров полиэтиленовой трубы наружным диаметром 50 миллиметров и порядка 6 тонн песчано-гравийной смеси. Немного спустить вглубь откачивающие насосы – это не требует больших затрат. Мы обсудили на факультете вопрос о рабочей силе – наши студенты вполне могут выполнить эти работы бесплатно в качестве прохождения научно-производственной практики».

Пара мешков цемента, полторы сотни метров полиэтиленовых труб, самосвал гравия, энтузиазм студентов – неужели Брест на это не решится?

Археологический музей «Берестье» открыт 2 марта 1982 года на территории Волынского укрепления Брестской крепости как филиал Брестского областного краеведческого музея в специально построенном здании. Фактически сооружение «накрывает» часть построек древнего Берестья XII-XIV вв., обнаруженных в ходе раскопок 1969–1981 годов под руководством П.Ф.Лысенко. Для сохранения деревянных конструкций были применены уникальные методы консервации, предохраняющие материал от разрушения. В коллекции музея насчитывается около 40 тысяч предметов, извлеченных при раскопках. Решение о создании единственного подобного музея в Европе принималось на уровне Совмина СССР.

Юрий Рубашевский

https://www.traditionrolex.com/8