Помогут ли шоп-туры въездному туризму?

12.08.2011 - Новости

Помогут ли шоп-туры въездному туризму?

«Пока в Беларуси кризис – успей скупить все по очень низким ценам» – рекламное объявление с таким текстом мгновенно разлетелось практически по всем белорусским сайтам. Предприниматель из Минска таким образом приглашает россиян в шоп-тур в Беларусь.

«Пока в Беларуси кризис – успей скупить все по очень низким ценам» – рекламное объявление с таким текстом мгновенно разлетелось практически по всем белорусским сайтам. Предприниматель из Минска таким образом приглашает россиян в шоп-тур в Беларусь.

«Мы организовывали подобные туры в Украину, но в стране нет валюты, и белорусы неохотно едут на шопинг в соседнее государство: год назад порядка пяти автобусов в неделю выезжало в Хмельницкий, а сейчас всего один. А идею нового шоп-тура в столицу Беларуси подсказал именно экономический кризис», – признался в интервью «Комсомольской правде» Илья Маглыш, владелец туристического агентства, чей телефон указан в пресловутом объявлении. Правда, пока набралось не больше пяти желающих закупить побольше дешевых товаров белорусского производства. Любопытно, что в течение месяца пользователи из России всего пять раз вводили в поле запроса «Яндекса» «шоп-туры + в беларусь», еще семь запросов содержали слова «шопинг + беларусь».

Между тем это вовсе не означает, что россияне не интересуются покупками в Беларуси. Даже несмотря на то, что по сравнению с декабрем 2010 года цены в белорусских магазинах выросли на 41% только по официальной статистике, для покупателей из России многие отечественные товары по-прежнему дешевы. Поэтому в приграничных белорусских городах стоянки перед крупными торговыми центрами переполнены автомобилями с российскими номерами: сограждане по союзному государству самостоятельно организуют шоп-туры в Беларусь каждые выходные. По мнению белорусов, которые живут на приграничной территории, подобный «туризм» не приносит ничего, кроме очередей и пустых полок: о российском нашествии белорусы отзываются весьма негативно.

«Шоп-туры – это обычная мировая практика: предприятия реализуют продукцию, в страну поступает валюта. В любом случае это хорошо, – говорит экономист Леонид Заико. – Что касается ситуации в Беларуси, то очень многие здесь, включая членов правительства, придерживаются советской точки зрения, что пока официальный курс белорусского рубля выгоден экспортерам, как институциональным, так и частным, они будут вывозить товары, из-за чего произойдет снижение ассортимента и ухудшится ситуация на потребительском рынке. В 1990-х годах Беларусь уже переживала нечто подобное, когда парламент принимал законодательные акты о защите потребительского рынка, которые в итоге оказывались неконструктивными, поскольку, пока цены на белорусские товары будут ниже, вывоз неизбежен. Так или иначе, предприятия все равно выигрывают от реализации продукции: увеличивают прибыль, выплачивают зарплату, вкладывают средства в развитие производства – в долгосрочной перспективе это однозначный плюс».

Мнения белорусских обывателей по поводу организованных и самостоятельных шоп-туров разделились, причем тех, кто «против», заметно больше, и не только среди жителей приграничья. Противники шоп-туров в Беларусь главным образом приводят два аргумента: создаваемый россиянами ажиотаж вынуждает продавцов поднимать цены, а валюта, которую они привозят, достается не государству, а валютчикам. И если с последним утверждением невозможно не согласиться, то первое – весьма спорно. «Девальвация спровоцирована не тем, что иностранцы стали больше покупать товаров и ажиотажным спросом вызвали повышение цен. Это промежуточный итог решений, принимаемых в правительстве, – объясняет Леонид Заико. – То, что россияне ринулись скупать белорусские товары, – нормальная экономическая реакция. Я не вижу в этом трагедии. Белорусы будут испытывать неудобства, пока их доходы не увеличатся. Такова реальность».

Получается, что белорусы, которые до кризиса охотно ездили за покупками в Хмельницкий, Москву или Вильнюс, вынуждены оставаться дома. И вместо того чтобы привлекать еще больше покупателей из России, как это делают, к примеру, литовские торговые центры, организуя различные акции и выпуская карты постоянных покупателей для жителей Беларуси и Калининградской области, белорусы обсуждают на форумах, кто поедет в шоп-тур из Москвы в Минск за 90 долларов и что увезет с собой из белорусских магазинов. В данный момент основную массу покупателей из России составляют жители небогатых соседних регионов – Смоленской и Брянской областей, а интересуют их в первую очередь дешевые белорусские молочные и мясные продукты.

Казалось бы, перемещение товаров через границу должно волновать таможенников и другие уполномоченные органы власти, озадаченные проблемой эффективности белорусской экономики, и никакого отношения к туризму не имеет. Конечно, за исключением того, что весь выездной туризм в Беларуси начинался как раз с шоп-туров. Не исключено, что ситуация повторится, ведь  участникам первого шоп-тура кроме походов по магазинам предлагают также обзорную пешеходную экскурсию по Минску. «Если туры станут востребованными, то мы планируем увеличить срок пребывания до двух дней, с поселением на агроусадьбе. Это будет дороже всего на 50 долларов, но и отдых станет интереснее», – считает Илья Маглыш. Если туристы будут проводить в Беларуси хотя бы одну ночь, шоп-туры превратятся просто в туры, и все будут только «за».

Рубрики: Тенденции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах