https://www.traditionrolex.com/8
<p>Корреспондент издания «Белорусская нива» подробно обсудил эту тему с экспертами. Правда, почему-то не поинтересовался мнением самих турфирм</p>
Считается, что турфирмам невыгодно сотрудничать с владельцами частных усадеб. Прибыль от таких сделок в несколько раз меньше, чем от продаж туров, допустим, в Египет или Турцию. Действительно ли это так, «Белорусская нива» расспросила наших экспертов. Если верить статистике и данным с мест, то сегодня большинство белорусских усадеб работает с туристом напрямую. Возможно, это неплохо. Но получается так, что все строится исключительно на доверии и не подкрепляется никакими договорами, иными документами. И если клиент заказывает усадьбу по телефону, то потом ему остается просто надеяться, что за день до приезда хозяин не «перепродаст» это место другому отдыхающему.
К сожалению, сомнительная практика действует и в обратном направлении: хозяин усадьбы уповает лишь на честное слово гостя... Значит, ни у хозяев усадеб, ни у туристов нет никаких гарантий, кроме словесных обещаний? А между тем именно туристические фирмы могли бы подсобить энтузиастам агроэкотуризма. Ведь это и включение в рекламные потоки, и участие в выставках, и более активное привлечение иностранных туристов...

Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Вадим КАРМАЗИН:

— Отмечу особо: из всех туристов, отдохнувших в прошлом году в белорусских усадьбах, мизерное количество приехало туда по договорам с турфирмами. По отчетам, усадьбами оформлено всего несколько тысяч договоров. Но, возможно, даже не все они и сработали...

Председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия КЛИЦУНОВА:

— Вообще-то во всем мире (и здесь Беларусь не исключение) хозяева сельских усадеб продают свои услуги в основном напрямую. Среди обилия «каналов» это самый популярный. Ведь обычно как бывает? Приехали одни туристы. Им понравилось, они рассказали своим друзьям, те в свою очередь следующим и так далее. Срабатывает сарафанное радио, причем бесплатное. Посему в том, что хозяева усадеб самостоятельно находят себе клиентов, нет ничего плохого.

Нельзя не учитывать возможностей и такого сильного ресурса, как интернет. Многие владельцы усадеб открывают собственные сайты и находят клиентов благодаря активной раскрутке своих веб-страничек. Это дешевле затрат на традиционную рекламу. Например, в Испании около 70 процентов бронировок отдыха в сельской усадьбе происходит через интернет. У нас онлайн-бронирований пока, конечно, гораздо меньше. Но часть продаж идет и через туристические компании. В европейских странах посредством турфирм продается от 15 до 40 процентов сельских туров. Замечу, что эта цифра априори не может быть больше — такова специфика отрасли. Если в качестве примера взять Латвию или Литву, то там основной процент бронировок отдыха в сельских усадьбах касается иностранных туристов. И, естественно, в этом случае на помощь приходят туркомпании.

Я думаю, что у туристических фирм и сельских усадеб всегда будут точки соприкосновения. Другой вопрос — гарантии. Турфирмы так же, как и туристы, хотят работать только с проверенными усадьбами, которые не могут подвести. Ведь рисковать финансово в таком случае придется самой компании.

Мне кажется, что белорусские турфирмы пока даже побаиваются как-то работать с усадьбами. Им необходим, видимо, особый документ, в котором будут определены гарантии и штрафы в случае невыполнения обязательств. Пока же, действительно, все строится только на доверии. И те немногие турфирмы, которые постоянно работают с усадьбами, по моим сведениям, сотрудничают лишь с несколькими — проверенными — хозяевами. Конечно, работу с туркомпаниями хозяевам следует отлаживать, потому что совсем без них усадьбам придется «несладко». Да, летом, под Новый год, на другие праздники посредник не нужен. Но есть ведь еще и «низкие», с рыночной точки зрения, даты. Вот здесь и нужна помощь туристических фирм.

Руководитель ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» (Мядельский район) Эдуард ВОЙТЕХОВИЧ:

— Нам нужно продумать систему цивилизованных отношений между заказчиком и исполнителем! Самая интересная форма взаимоотношений для турфирм и усадеб — создание совместного тура. По опыту своей работы вижу: иностранец, да и белорус, не может просто «высидеть» в усадьбе больше 2-3 дней. Ему нужен какой-то комплекс услуг. И вот идея: разрабатывается определенный тур, в котором есть все — и знакомство с историей и культурой, и посещение значимых архитектурных объектов, и заезды в усадьбы по пути следования туристов. Одному хозяину поднять это нереально, а турфирме вполне под силу. Но опять же, она будет этот продукт раскручивать и продавать только тогда, когда будут какие-то договора с хозяевами.

Хозяин усадьбы «Прилучки» Минского района Сергей МЕРКУЛОВ:

— Моя усадьба работает как по принципу прямых продаж, так и через турфирмы. Учитывая нашу близость к столице, стараемся со всеми туристами заключить предварительный договор. Одно из обязательных его условий — гость должен заранее внести задаток. Это удобно и делается для взаимных гарантий. С турфирмами мы также готовы развивать сотрудничество, но я считаю, что пока они сами не стремятся работать с усадьбами. Когда мы несколько лет назад открывались, то обошли около десяти крупных турфирм — везде оставляли наши буклеты и коммерческие предложения. Но эффект от такой работы оказался небольшим. Например, одна турфирма захотела получать 20 процентов комиссионного вознаграждения. Конечно, мы бы согласились на такие условия, если б фирма гарантировала нам загрузку какого-то периода, вносила предоплату за выкупленный блок мест и прочее...

Вадим КАРМАЗИН:

— То есть вам необходима работа по системе жестких блоков, как при сотрудничестве турфирм с гостиницами. Берешь большой блок, делаешь больше ночевок — получаешь больший процент?

Сергей МЕРКУЛОВ:

— Да, именно так! Но, возможно, дело в том, что в отличие от гостиниц усадьбы — это не сертифицированный продукт. А турфирме в таком случае нужны гарантии качества обслуживания. Выходом из этой ситуации, думаю, могло бы стать создание единого центра бронирования, который и регулировал бы все эти взаимоотношения, занимаясь гарантиями, штрафными санкциями...

Эдуард ВОЙТЕХОВИЧ:

— Я представляю не только усадьбу, но и центр сельского предпринимательства. Так вот, к нам с вопросом «как начать работу?» обращаются люди из разных областей страны. В итоге, разговаривая с теми, кто хотел бы заниматься бизнесом на селе, вычленил одну проблему. Загвоздка — в местной власти. Где чиновники понимают, что сельский туризм — это важно, там работа идет. А есть ответственные лица, которые даже на семинарах спрашивают: «А какая мне от вашего сельского туризма польза?» И этот вопрос, к сожалению, в Беларуси звучит еще довольно часто. Поэтому, несмотря на отличное законодательство, на поддержку сельского туризма на самом высоком уровне, для владельца усадьбы и для любого, кто решит заняться бизнесом на селе, по-прежнему самое главное — заинтересованность местной власти. Без этого работать очень сложно.

Второй вопрос — людей необходимо обучать. Так, у нас перебывала вся Гомельская область, а это 500 километров расстояния, да и представители других регионов тоже. Нужно показывать людям пример! Я еще работаю с Островецким районом. Там шикарная природа, но, по-моему, всего две усадьбы. Просто народ не знает, как к этому деревенскому туризму подступиться. А ведь сейчас мы можем показать все на готовых моделях: вот есть простенький вариант, вот посложнее, а вот и самый лучший...

Валерия КЛИЦУНОВА:

— Конечно, обучение необходимо. Мы с Белагропромбанком уже регулярно, на его базе в столице, проводим обучающие семинары, после которых люди уезжают просто окрыленными. Знакомятся друг с другом, обмениваются опытом и получают дополнительные знания. Нам нужно подумать и, быть может, сделать где-нибудь под Минском учебную базу сельского туризма. Организовывать встречи, в том числе с представителями турфирм...

Эдуард ВОЙТЕХОВИЧ:

— Надо организовать такую базу не только под Минском, а по принципу сотовой связи — «накрыть» ею всю Беларусь!

Бывший заместитель начальника управления физкультуры, спорта и туризма Минского облисполкома Елена БРОК:

— Да, я тоже столкнулась с тем, что людям нужно обучение. Общаясь с нашими председателями районных Советов депутатов, сельских Советов, я вижу, что они не всегда компетентны в вопросах сельского туризма. Мне самой казалось, что сегодня про агротуризм уже все давно знают, а оказывается, нет. Очень полезно будет проводить обучающие семинары не только для хозяев усадеб, но и для представителей местной власти, туристического бизнеса в том числе...

Вадим КАРМАЗИН:

— Я так понимаю, нам необходимо проводить «ликвидацию безграмотности» среди чиновников? Попробуем поставить вопрос об открытии своеобразных опорных центров бизнес-обучения. И первый шаг в этом направлении мы уже сделали, организовав Общественно-консультативный совет по агроэкотуризму при нашем департаменте...

https://www.traditionrolex.com/8