https://www.traditionrolex.com/8
<p>TIO.BY выяснил, какие поездки больше всего любят школьники и повлияет ли финансовый кризис на экскурсионные туры для детей</p>

TIO.BY выяснил, какие поездки больше всего любят школьники и повлияет ли финансовый кризис на экскурсионные туры для детей.

Возрождение экскурсионного туризма больше всего связывают с интересом школьников к познавательным поездкам. Когда-то турфирмы половину своих программ посвящали школьникам, но сейчас договориться со школой не так просто. Причина простая – конкуренция. Но не всегда конкуренты соревнуются на равных условиях. В этом бизнесе, как говорится, нужно успеть – дойти до школы первым, завести знакомство с директором и педагогами. Часто экскурсии организуют по личному знакомству учителя с экскурсоводом. В одной из столичных турфирм сообщили, что за 40 мест в автобусе деньги получает турфирма, а оплата 5 мест напрямую идет работникам школы. И это уже стало обыденной процедурой.

Какие маршруты наиболее популярны?

Заместитель директора гродненской турфирмы «Мерцана» Анна Шеренда констатирует, что у гродненских школьников больше всего пользуются спросом экскурсии в Минск. Интересно, что до сих пор посещение Mc’Donalds остается обязательным пунктом поездки. «У нас также есть оригинальные предложения. Например, экстремальная экскурсия по фортам Гродно. Она рассчитана больше на старших школьников. Группу сопровождает экскурсовод и еще пятеро взрослых – для безопасности: ведь мы проходим внутрь, спускаемся в шахты. После экскурсии предлагаем детям «фронтовой стол», – говорит Анна Шеренда.

Компания «Мерцана» работает по принципу «все включено», поэтому в стоимость тура уже заложены билеты на экскурсии в музей, театральные пьесы, а также обед. Средняя стоимость тура – 70-80 тыс. на человека. Не секрет, что основные экскурсионные туры для школьников включают военные объекты. Интересно ли им это? «Военные объекты нужны учителям, а не детям. По нашему опыту, детям замки и дворцы нравятся куда больше! Для ребенка важно, чтобы это было не просто экскурсия. Нужно, чтобы была игра, шоу, подарки. Мы стараемся разнообразить программы анимированными представлениями, особенно если на экскурсию едут младшие школьники. Постоянно работаем с рыцарскими клубами. Вот это ребятам действительно интересно», – считает замдиректора «Мерцаны».

Директор минской СШ № 68 Алла Коноплева с этим не соглашается: «Если ученик подготовленный, экскурсия по военным объектам ему будет интересна. Мы стараемся именно так и делать. Ведь изучая историю Великой Отечественной войны, очень важно на примерах демонстрировать, где проходили бои, какое было вооружение. По-моему, такие экскурсии способствуют патриотическому воспитанию молодежи». Ученики этой школы, как правило, три раза в год выезжают на экскурсии. Самые распространенные маршруты – Брест, Гродно и Могилев. Для малышей проводят экскурсии в Минске, а также в пригороде столицы – Хатынь, Курган Славы. Выбор турфирмы, по словам директора, зависит от цены. «Обычно инициатива исходит от родителей. Вместе с классным руководителем они подбирают маршрут, связываются с турфирмой. Для учителя экскурсии – это дополнительная ответственность, мы стараемся премировать лучших педагогов».

Минская компания «Виаполь» больше ориентирована на работу с заграничными школьниками. Директор Галина Потаева говорит, что российские дети часто посещают Беларусь. «Около 30 групп ежегодно принимает наша компания. Как правило, это экскурсии на три дня. Начинаем с обзорной экскурсии по Минску, а дальше все зависит от выбранной программы. Интересуются Дудутками, Новогрудком, очень популярны Лида и Гродно». У турфирмы «Виаполь» были разработаны тематические экскурсии по изучаемым предметам в школе. «Например, прошли тему по химии – отправились на экскурсию на предприятие. Или ознакомились с творчеством Янки Купалы и Якуба Колоса – поехали по местам их творчества. Кстати, в Европе такие виды экскурсий очень популярны, но у нас пока не прижились», – говорит Галина Потаева. По ее мнению, очень важно, чтобы школьные экскурсии проводили профессионалы, способные заинтересовать школьника.

Экскурсии на производство

Когда-то вместе с посещением исторических центров детей возили еще и на предприятия. С одной стороны было интересно посмотреть технологический процесс, с другой – для детей была важна также дегустация, особенно если экскурсия проходила на кондитерской фабрике или предприятии по выпуску мороженого. Но сегодня такие экскурсии проводятся все реже. Есть несколько основных причин: санитарные требования, которые предъявляют к предприятию, а также не отлаженная система оплаты услуг экскурсовода на предприятии. Но, кроме того, сами предприятия не заинтересованы проводить экскурсии для школьников. Гигант белорусской промышленности «Беларуськалий», например, и не собирается реставрировать шахты под экскурсионный объект, как это сделали польские коллеги в Величке под Краковом. Как сообщил заместитель директора Анатолий Махлай, сейчас на предприятия изредка приходят солигорские школьники – в местный музей. Хотя экскурсия на таком предприятии могла бы также заинтересовать учеников из других городов. И, возможно, в будущем они бы выбрали именно «Беларуськалий» своим местом работы. Но такие перспективы руководство завода не беспокоят. «У нас здесь целый город людей, нам бы их трудоустроить!», – говорит Анатолий Махлай.

А вот в Парке высоких технологий экскурсии проводят. Правда, не для всех. Встречи со школьниками проходят в рамках программы по профориентации Министерства образования. По словам заместителя директора Александра Мартинкевича, задача таких экскурсий – привлечь молодых людей поступать в технические вузы страны. Школьники могут посмотреть на рабочий процесс, современную технику, задать вопросы специалистам. Отдельный аттракцион – кресло, на котором когда-то сидел президент Лукашенко. Но на экскурсию попасть может далеко не каждый школьник. «У Минобразования разработана программа по определенным школам, так что к нам приходят дети из специализированных классов. Все подряд нам не нужны», – говорит Александр Мартинкевич.

У частного предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» (пос. Колядичи, Минский район) совсем другая политика на этот счет. Экскурсии здесь проводят регулярно, причем абсолютно бесплатно. Руководителю туристической группы достаточно отправить заявку в отдел маркетинга. Во время экскурсии школьники знакомятся с технологией производства и рецептом знаменитого напитка, получают подарки от компании. Кстати, этот туристический маршрут – один из самых популярных у школьников.

Активно экскурсии проводят также работники стеклозавода «Неман» (г.п. Березовка, Лидский район).

Перспективы школьного туризма

Директор турфирмы «Виаполь» Галина Потаева считает, что развитие школьных экскурсий будет зависеть от активности турфирм и экскурсоводов. «Если быть правдивыми, дети отправляются на экскурсию, чтобы вырваться от родителей, побольше побыть с друзьями вдали от школы. Если это старшеклассники, то для некоторых такая поездка – это еще возможность выпить или покурить вдали от присмотра родителей. Поэтому важно, чтобы экскурсовод был профессионалом, чтобы он смог увлечь слушателей».

Замдиректора турфирмы «Мерцана» Анна Шеренда считает, что финансовый кризис серьезно не затронет экскурсии школьников. «Стоимость поездки доступна для большинства белорусских семей. Автобус рассчитан на 45 человек, поэтому отправляться в самостоятельное путешествие для родителей выйдет куда дороже. Тем более, что дети должны развиваться. Это сегодня понимает все больше людей. А без познавательных поездок понять и почувствовать историю Беларуси практически невозможно», – считает эксперт.

https://www.traditionrolex.com/8