https://www.traditionrolex.com/8
<p>«В Беларуси проводится большая работа по созданию комфортных условий  для инвалидов, но, к сожалению, сделано еще не все» – такая корректная  формулировка содержится на сайте Belarus.by, призванном привлекать  туристов в нашу страну. Как на самом деле обстоят дела с туристами с  ограниченными возможностями в Минске, выяснял наш корреспондент</p>

«В Беларуси проводится большая работа по созданию комфортных условий для инвалидов, но, к сожалению, сделано еще не все» - такая корректная формулировка содержится на сайте Belarus.by, призванном привлекать туристов в нашу страну. Как на самом деле обстоят дела с туристами с ограниченными возможностями в Минске, выяснял наш корреспондент.  

 

Транспорт по всем направлениям

Что касается междугороднего и международного транспорта, то хуже всего дела обстоят с автобусами, потому как в парках практически нет низкопольного транспорта.

ГО «Белорусская железная дорога» приобрела пять современных вагонов для пассажиров с ограниченными возможностями. Обычно они курсируют в составе поездов по маршрутам Минск – Москва, Минск – Евпатория, Минск – Санкт-Петербург. Однако если ехать нужно в другом направлении, управление Белорусской железной дороги рассматривает индивидуальную заявку, подкрепленную удостоверением инвалида. Цена на билет в таком вагоне не отличается от обычной. Однако пятью вагонами ситуация, безусловно, не решается. Инженер пассажирской службы Минского вокзала Галина Рябушка отмечает: «Подвижной состав у нас старый, поэтому на большинстве поездов отсутствуют низкопольные вагоны. Исключение – новые швейцарские поезда «Городских линий» по маршруту Минск – Заславль». На самом железнодорожном вокзале организована безбарьерная среда. Правда, работников, которые могли бы сопровождать инвалидов во время пути к поезду, в Минске нет.

Что касается воздушного транспорта, то в Национальном аэропорту «Минск» есть специальное оборудование для посадки инвалидов-колясочников на борт воздушного судна, перемещения внутри него.

Городской транспорт более приспособлен к требованиям людей с ограниченными возможностями. Практически весь состав автомобильного транспорта в Минске обновлен. Но даже в новых моделях МАЗ встречаются ступеньки при входе.

Что касается метро, то специальными лифтами оборудованы только новые станции. Те, которые строили в советское время и в 90-х, не предусматривают безбарьерную среду. Проблему с этим испытывают не только инвалиды, но и родители с маленькими детьми в колясках. Получается, на станции «Каменная горка» ты можешь сесть в метро, но выйти, к примеру, на станции «Тракторный завод» не получится. Хуже только с трамваями. Заместитель директора трамвайного парка Дмитрий Пучок сообщил, что в Минске есть шесть низкопольных вагонов для инвалидов. «Всего же в парке 90 вагонов. «Белкоммунмаш» готов поставлять комфортабельные вагоны для инвалидов, но закупаются они по решению Мингорисполкома. Так что пока таких вагонов у нас немного. Люди иногда жалуются на проблемы с доступностью трамвайного транспорта, но мы ничего поделать не можем».

Восемь гостиничных номеров на весь Минск

Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы: А – количество комнат; В – общие помещения; С – оборудование отеля; D – комфортность жилья; Е – обслуживание; F – доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью. Посмотрим, как с критерием F обстоят дела в минских отелях.

Гостиница «Орбита» в принципе не готова к приему гостей с ограниченными возможностями. «У нас высокие ступеньки, специально оборудованных номеров нет», – объяснили в отделе бронирования. Похожая ситуация со «Звездой» – специальных номеров тоже нет, однако войти можно по пандусам. На ресепшине рекомендуют заказывать двухместный номер, чтобы инвалиду-колясочнику хватило места для передвижения. Стоимость такого номера – 595 тыс. в сутки. Совсем другие условия в гостинице IBB. Сама гостиница – небольшая, находится возле здания Посольства Германии в РБ, но именно здесь наилучшие условия проживания для туристов с ограниченными возможностями. Во-первых, номеров больше всего – три. Во-вторых, цена самая низкая –  за сутки 295 тыс. руб.

Для справедливости стоит отметить, что и в самых дорогих минских отелях также есть номера для инвалидов: в «Виктории», «Европе», Crown Plaza – в каждом по одному. Цены – 180 долларов, 320 евро и 280 евро соответственно. Два номера для инвалидов оборудованы в гостиничном комплексе «Юбилейный», цена для одного человека – от 100 долларов. Все эти цены не отличаются от обычных номеров выбранного класса. Просто для туриста в принципе очень дорого размещаться в столичных гостиницах.

Кульпоход

Похоже, учреждения культуры лучше подготовлены к приему зрителей и слушателей с ограниченными возможностями. Национальный русский театр имени Горького в 2006 году претерпел реконструкцию, когда и  был организован подъезд для инвалидов. Национальны Большой театр оперы и балета, открывая спектакли в обновленном здании, столкнулся с неприятной ситуацией: два инвалида-колясочника не смогли попасть внутрь здания. Центральный вход был для них недоступен, а через запасной их не пропустили. После череды громких критических статей, разбирательства в суде администрация театра учла свои недостатки. И теперь вход для инвалидов беспрепятственный. Их сопровождает специально обученный человек. В самом зале для инвалидов оборудовали специальные места. Хуже ситуация обстоит с Театром юного зрителя. Реконструкция здесь началась почти полтора года назад, поэтому все спектакли проходят на сцене Дома литераторов. К сцене на втором этаже ведет витиеватая лестница, поэтому самостоятельно инвалиды попасть туда не могут. «Мы просим помочь монтировщика. И заносим зрителей буквально на руках. Другого выхода у нас нет», – объяснила администратор.  

На реконструкцию старинных зданий пошли далеко не все организации. Музей Великой Отечественной войны, например, готов экспонировать только коллекцию на первом этаже. Национальный художественный музей  – оба этажа. Правда, для того чтобы попасть на второй, нужно будет снова выйти на улицу и проследовать к лифту в пристройке. Администратор уверяет, что любой музейный сотрудник готов помочь туристам с ограниченными возможностями. Кстати, в музее они бывают довольно часто. Правда, не организованными группами, а индивидуально.

В музее современного искусства никаких барьеров нет. «У нас разрешен подъезд на автомобилях прямо ко входу. И внутри здания заграждающих объектов нет», – заверили сотрудники.

В ресторан только по ступенькам

Если бы в Минске не было услуги в ресторанах take away, многие инвалиды так и не смогли бы попробовать блюда от лучших столичных поваров. Дело в том, что, возводя очередное кафе, его владельцы, похоже, совсем не задумываются о своих будущих клиентах. «Безе», «Мон кафе», «Темпо», «Ракаўскі бровар», «Бейкери дю Солей», «Библос» - все эти популярные заведения не готовы обслуживать клиентов с ограниченными возможностями. Либо ступеньки наверх, либо ступеньки в подвал. А еще места в проходах не хватает, чтобы разъехаться. Исключения – итальянский ресторан Falcone, рестораны быстрого питания McDonalds на пл. Бангалор и на Юго-Западе.

Туристическая карта для инвалидов

Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников разрабатывала карту туристических возможностей для инвалидов по городу Мозырю и самым популярным белорусским трассам. Выяснилось, что вдоль самой популярной трассы Брест–Москва на всем белорусском участке расположено только шесть объектов, где инвалиды могут беспрепятственно отдохнуть, перекусить. Но, кстати, это  рекорд, потому что на других трассах нет и этого. Председатель Центрального совета ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников»  Евгений Шевко говорит, что по этой причине у инвалидов отсутствует мотивация к путешествиям. «На сайте «Белавтодор» размещено 15 типовых проектов придорожного сервиса, среди них только один доступен для инвалидов», – говорит собеседник. Поэтому лично он, отправляясь в путешествие, берет еду с собой, так как знает, что придорожные кафе для него недоступны.

Увидеть путешественников с ограниченными возможностями в Беларуси на самом деле редкость. И тем, кто не бывает за границей, наверное, кажется, что это нормально. Но во всем цивилизованном мире на самом деле дела обстоят иначе. Инвалиды без проблем попадают на башню Гедымина в Вильнюсе, изучают Национальный музей индейцев в США и бывают на экскурсиях в Берлине, Стокгольме, Риге и Вене… Если посмотреть по сторонам в Минске, инвалидов на самом деле немного, тоже самое было еще во времена советов, но это не значит, что их нет. Просто они вынуждены сидеть дома в то время, когда в ТЮЗ очередная премьера, а в японском ресторане появился новый шеф-повар.

https://www.traditionrolex.com/8