https://www.traditionrolex.com/8
<p>Берлин получил три дня веселого угара и  доказательство того, что и в  Беларуси есть люди, у которых самовыражение  ограничивается лишь рамками  собственного воображения. Причем недостатка  в публике у белорусов не  было — ежегодно арт-центр посещают 300 тыс.  туристов</p>

Как сообщает Novaukraina:

В знаменитом берлинском арт-центре «Тахелес» прошел фестиваль современного белорусского искусства «Дах».

Все знают, что в Берлине есть Рейхстаг, Бранденбургские ворота, телебашня и «Тахелес». И если официальные достопримечательности интересны в основном путешествующим пенсионерам, то любой человек младше 30 лет начинает знакомиться с немецкой столицей через искусство, а «Тахелес» — именно то место, где оно расходится, как горячие пирожки, и с той же скоростью «печется».

«Тахелес», символ свободного Берлина, разрисованный граффити дом в самом центре города — независимый арт-центр, балансирующий на грани закрытия. После падения Берлинской стены заброшенное здание, готовое к сносу, оккупировали художники. Лихие 1990-е давно закончились, и здание приглянулось одному из банков, который планирует построить вместо «арт-помойки» (не мое выражение) элитный жилой комплекс стоимостью порядка 600 млн евро, — художников попросили на выход. Но они не ушли и просто продолжают рисовать.

Для них «Тахелес» — это что-то вроде святой горы Кайлас для паломников. Так же почитаем, но гораздо более доступен. Сюда может приехать каждый, кто почувствовал в себе непреодолимую тягу к творческому самовыражению, и остаться — получить одну из 30 мастерских и начать выплескивать эмоции на холст. Конечно, есть нюансы — например, запись в очередь, но многим везет.

Среди 50 художников со всего мира здесь работает и белорусский — Александр Родин. Он обитает в «Тахелесе» уже с 2001 г. Под самой крышей здания ровно в 11 утра ежедневно открывается для зевак его галерея с понятным и немцу, и белорусу названием «Дах» (Dach/дах в переводе с немецкого/белорусского — «крыша»). Работы Родина — яркие и запоминающиеся. Пользовались бы спросом у европейских туристов, если бы он их продавал; а так любоваться можно, но забрать — только в виде открытки.

Вот он и стал когда-то вместе с мастером публичных провокаций и перформансов Дмитрием Юркевичем, которого весь Минск, а теперь уже и Берлин знает как Митрича, соорганизатором фестиваля современного искусства «Дах». В этом году прошел уже 15-й.

Нынешний «Дах» задавил размахом — более 50 человек приехали в Берлин из Беларуси, чтобы играть, рисовать, творить. В основном, конечно, необстрелянная молодежь, но есть и довольно известные имена — как это принято в Беларуси, в узком кругу: музыканты «Зартипо», сообщество «Механеры культуры», театр «Психической неуравновешенности» и многие другие.

1A5EA56_1

Все пятиэтажное здание, включая лестницы и коридоры, превратилось в выставочное пространство. Плакаты, фотографии, графика, скульптуры и инсталляции. Полная свобода творчества — никаких предварительных смотров работ, никаких обоснований для участия в фестивале художникам писать не нужно. В этом плане Митрич и Родин — идеальные кураторы. А сам «Тахелес» — идеальное место для творческих анархистов.

Для белорусов он вообще остался последней свободной площадкой. В родном Минске нет независимых галерей, кроме «Ў», но ее на всех никогда не хватит.

Обычно фестиваль «Дах» проходил и в Берлине, и в Минске. На этот раз независимое искусство оказалось дома ненужным. В середине марта, когда подготовка минского «Даха» еще шла полным ходом, случился неприятный, но, к сожалению, предсказуемый инцидент. За 15 минут до выступления объединения «Механеры культуры» на открытии выставки «Пагоня» глава Белорусского союза художников лично запретил проведение перформанса.

Зато в Берлине белорусским художникам никто и ничего не запрещал, а наоборот, с радостью встретили и помогли с визовой поддержкой и расселением. За это город получил три дня веселого угара и доказательство того, что и в Беларуси есть люди, у которых самовыражение ограничивается лишь рамками собственного воображения. Причем недостатка в публике у белорусов не было — ежегодно арт-центр посещают 300 тыс. туристов.

Анна АНАКЕР

https://www.traditionrolex.com/8