https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сергей бывает на различных исторических  фестивалях. По его   мнению, в Западной  Европе многие костюмы далеки от исторической  достоверности,  во многом  бутафорские, тамошние мероприятия скорее  больше театральные   постановки, чем живая история. Но там  есть и  по-настоящему  уникальные места – скансены – целые средневековые  замки  или деревни, населенные  многочисленными жителями</p>

Как сообщает «Народнае слова»:

Я застал члена витебского клуба исторической реконструкции «Варгенторн» мастера-ремесленника Сергея Бабенко за работой. Молодой человек в своей домашней мастерской как раз делал из кожи точную копию сапог горожанина XVII века.

Работа эта кропотливая и ручная, требующая не только времени, умения, но и глубоких знаний по истории.

Раньше историческая реконструкция для Сергея была лишь любимым увлечением, пока два года назад он не оформился как ремесленник, стал известным специалистом по обработке кожи. Сотрудничает со многими известными реконструкторами в Беларуси и за рубежом. До этого закончил исторический факультет Витебского госуниверситета, поработал в школе, в областном краеведческом музее, вел кружок по краеведению. Но все это время Сергей болел исторической реконструкцией, около 11 лет состоял в клубе «Варгенторн».

А началось все в студенческие годы, когда побывал с друзьями на рыцарском фестивале в Друцке.

– Впечатлила уникальная атмосфера, наполненная живой историей, – вспоминает Сергей. – К тому же тогда все это было овеяно романтикой. «Богатыри» в стальных доспехах с мечами наперевес! Впечатляет. Правда, со временем романтика отошла на второй план. Сейчас мне по душе само исследование исторических костюмов, их воссоздание.

big

Самое трудное, как говорит мастер, – делать одежду максимально приближенной к исторической правде. Для этого в поисках информации зачастую приходится днями напролет сидеть в интернете, бывать в библиотеках и архивах и даже заказывать специальную литературу из-за границы.

А чего стоит сам процесс изготовления! Работа Сергея мало чем отличается от действий ремесленников пятисотлетней давности. Разве только макеты он рисует не углем, а ручкой, да пользуется современным инструментом, иногда – швейной машиной (хотя есть и набор аутентичных средневековых ножниц и иголок). Отдельная тема – подбор материалов, соблюдение кроя. Одежду раннего и высокого Средневековья (V–XIII века), по словам специалиста, шить проще, чем более позднего времени. Хотя и здесь есть особенности. Например, считается, что викинги носили простые рубахи и грубые штаны. Однако изучение археологических материалов показало, что они были большими модниками и любителями различных украшений. Причем техника обработки драгоценных металлов была столь совершенна, что даже современные ювелиры не всегда могут сделать их точные копии. Сейчас С. Бабенко вместе с коллегами из «Варгенторна» работает над новым проектом – воссоздает костюмы витебской шляхты и мещанства первой половины XVII века.

По словам моего героя, Средневековье и более позднее время интересны тем, что аристократия могла позволить намного больше вольностей в одежде, как и в образе жизни, чем в иные времена. К тому же витебский костюм этого периода – одна из неисследованных страниц нашей истории. Реконструировать его особенно сложно. Во-первых, минимум информации, во многом приходится полагаться только на археологические находки. Во-вторых, многие ткани, использовавшиеся в тогдашних костюмах, сегодня массово не производятся, поэтому некоторые приходится заказывать из России и даже Великобритании, где функционируют специальные мануфактуры для реконструкторов. Интересно, что фазаньи перья, украшающие многие головные уборы того времени, можно «одолжить» у пернатых из витебского зоопарка (благо они линяют). Вообще, продолжает С. Бабенко, историческая реконструкция в Западной Европе, а в последнее время в России и Украине, довольно прибыльное и востребованное дело, ею занимаются целые коллективы и предприятия. «Были бы деньги, – говорит Сергей, – и по вашему заказу хоть средневековый замок могут отстроить». Точная копия костюма трехсотлетней давности сегодня обходится  примерно в 600–700 долларов, ну, а если вооружиться саблей и облачиться в доспехи, то не меньше нескольких тысяч. Есть и такие любители, которые заказывают себе позолоченные доспехи за десятки тысяч у. е.

88_4e14219bc849d  

Жена Сергея сейчас создает костюм витебской дамы XVII века. По словам реконструктора, о женской одежде информации вообще крайне мало. На иллюстрациях того времени видна лишь парадная одежда. А что носили женщины высшего общества каждый день? Приходится действовать путем проб и ошибок, но работа продвигается. Супруга уже может похвастаться облачениями X-XI веков, что тоже немало.

33_big

Сергей бывает на различных исторических фестивалях в Польше, Норвегии, России, Украине и, конечно, в Беларуси. По его мнению, в Западной Европе многие костюмы далеки от исторической достоверности, во многом бутафорские, тамошние мероприятия скорее больше театральные постановки, чем действительно живая история. Но там есть и по-настоящему уникальные места – скансены – целые средневековые замки или деревни, населенные многочисленными жителями. «В Беларуси тоже есть огромный материал, чтобы создавать подобные туристические Мекки, – убежден мастер. – Только без поддержки государства реконструкторам-энтузиастам с этим не справиться».

Александр Кутынко

https://www.traditionrolex.com/8