https://www.traditionrolex.com/8
<p><span class="photo-description">После девальвации делать покупки на украинских рынках белорусам стало невыгодно</span></p>

Как сообщает Intex-press.by:

«Вы не представляете, как мы хотим, чтобы у вас доллар по три тысячи был. Клиенты из Беларуси тогда бы вернулись», – сказала продавец на рынке в Ковеле, словно оправдываясь за ставшие не по карману обычным белорусам украинские ценники. А я, слушая ее, думала: хорошо, что в Хмельницкий не поехали.

Прицениваясь к зимним вещам на барановичском рынке, взглянула на ценник и потеряла дар речи – 2 млн 200 тысяч рублей. И это за пальто, каких – на каждой второй! Отходя от палатки, я прикидывала: чтобы обновить гардероб к зиме мне и мужу, понадобится больше трех миллионов. Как говорится, все деньги с кошельком.

Посовещавшись на семейном совете, решили: раз шопинг в родной стране нам не по карману, нужно ехать за ее пределы. Ближе всего – Украина, к тому же на визу тратиться не нужно. Вспомнилась апрельская поездка в Киев, когда меня приятно удивили низкие украинские цены и я смогла на 30 долларов навезти кучу гостинцев своим и купить кое-что для себя.

Да и «бывалые» знакомые, которые буквально пару недель назад ездили в Украину, словно сговорившись, расхваливали и рынки, и вещи, и главное – цены. Вдохновленные рассказами, с тремястами долларами в кармане (уж с такими-то деньжищами мы, если верить рассказам, там полрынка купим) выбрали самый близкий рынок – в г. Ковель, в 70 км от белорусско-украинской границы, и отправились в путь.

Три часа – и мы у цели

Ехать решили на машине – не так утомительно и подстраиваться ни под кого не надо. Чтобы было не очень накладно, взяли с собой двоих друзей-попутчиков. Прочитав накануне вечером на сайте Госпогранкомитета, что в пункте пропуска Мокраны, через который лежал наш путь, очереди почти нет, решили, что, если выедем часов в пять утра, как раз все успеем.

Дорога заняла меньше двух часов, и вот мы на подъезде к Мокранам. Очередь на границе не вдохновила. Какие 25 автомобилей, обещанных на сайте? Своей очереди на таможенный досмотр дожидалось минимум вдвое больше авто, причем двигались они с такой черепашьей скоростью, что мы рисковали приехать лишь к закрытию рынка. Но очередь еще ладно, сиди себе в машине и кофе из термоса попивай.

А вот к непредвиденным тратам еще до выезда за пределы страны мы вообще не были готовы. Оказалось, чтобы пересечь границу, нужна специальная страховка, которая стоила семь долларов. Причем «твердую белорусскую валюту» наши страховщики брать категорически отказались. Что делать, заплатили. Правда, впоследствии никто на эту страховку даже не взглянул, но это уже нюансы.

Через не самых приятных полтора часа (кофе-то мы с собой взяли, но вот отсутствие всяческих удобств явно не предусмотрели) подошла наша очередь. Если честно, границу на машине я пересекала в первый раз, и мне представлялось, что таможенники ее буквально по винтикам разберут, так тщательно осматривать будут. А тут нет – нас даже из машины не просили выйти, багажник проверили, и все.

Миновав пункт пропуска,  обрадовались: ну вот мы и в Украине. Но не тут-то было. Еще большая очередь в украинском «Доманово» давала понять, что до Украины нам ехать и ехать. В общем, на границе мы простояли почти три часа.

То, что мы на украинской стороне, почувствовали сразу: дороги у них – это нечто. Между прочим, обратили внимание на ценники на заправках. Литр 92-го бензина там стоит почти 10 гривен, чуть больше 10 тысяч на наши. Порадовались, что белорусского бензина нам туда и обратно хватит, хотя еще полгода назад, до девальвации, бензин в Украине стоил почти так же, как у нас, – около 4,5 тысячи за литр.

Шопинг разочарований

Наконец мы в Ковеле. Рынок отыскали без труда – он практически в центре города. После тщетного нарезания кругов вокруг рынка в поисках обменников идем к валютчикам, которых по всему рынку – пруд пруди. Стоят свободно, ни от кого не прячутся. Разменяв для начала 200 долларов, идем к первой же палатке с женскими пуховиками. Едва взглянув на ценник, я понимаю – это полный провал. 1800 гривен,  или примерно 1 млн 860 тыс. на наши! Приехали. «На триста долларов мы полрынка купим? Да тут цены такие же, если не выше. И ради чего мы в такую даль тащились!» – не скрывает раздражения муж.

Но раз уж приехали, решили хотя бы что-то купить. Цены во всех палатках разные, так что, если отбросить эмоции и поискать, можно найти приличные вещи даже дешевле, чем в Беларуси. Пока мы приценивались к пуховикам, друг купил пальто, которое у нас стоит больше миллиона, примерно за 800 тысяч на наши. А вскоре настал праздник и на моей улице – отличный пуховичок, каких у нас и в помине нет, да еще и стоит дешевле – чуть больше миллиона. К тому же продавец с легкостью сбрасывает цену сразу на 70 гривен. Да у нас и пяти тысяч скидки не допросишься, а тут сразу больше 70 тысяч на наши! Берем? Конечно, да!

Вдохновленная обновкой, подхожу к палатке с польской кожаной обувью. Так, между прочим, сапоги-то у меня еще сгодятся. Спрашиваю, сколько сапоги стоят. Реакция у меня была, как у мышонка в диснеевском мультике «Чип и Дейл спешат на помощь» на сыыыыыыыыр. 550 гривен за сапоги?!!  900 – самые дорогие? Да у нас сапоги больше миллиона стоят, некоторые и больше двух, а тут – 600 тысяч в среднем. Это же почти даром! Да и выбор обуви тут огромный, не сравнить с нашими палатками на рынке.

Не долго думая, приступаю к примерке… всего подряд. И, о чудо, продавец не корчит недовольные гримасы из-за того, что я заставляю ее лишний раз сбегать за новой парой обуви, а, наоборот, мило улыбается. В итоге мой выбор пал на высокие ботинки на танкетке, кожаные и на натуральном меху, стоимостью… чуть больше 500 тысяч на наши деньги.

На этом наши покупки закончились. Муж примерил пару курток, но «свою» так и не нашел. «Дома я дешевле куплю», – каждый раз повторял он. Неудивительно, что ни одна вещь на него «не посмотрела».

2

В Украину – за кожей и мехом

Прогуливаясь по рядам, мы заметили, что некоторые предметы гардероба можно купить тысяч на сто дешевле, чем у нас, если учитывать многочисленные распродажи и готовность продавцов делать большие скидки. К примеру, мужские и женские джинсы. А еще на украинских рынках выгодно покупать шубы и кожаные изделия. Так, на распродаже я видела очень неплохую куртку, которая стоила… 270 тысяч рублей на наши! Средней длины шубку можно купить за 250–300 долларов (2,25-2,7 млн рублей), в то время как у нас она будет стоить больше 5 млн.

1

На продукты цены невкусные

Отдельно нужно остановиться на ценах на продукты. Там они на многое гораздо выше, чем у нас. Но что нас порадовало, так это растительное масло – самое дорогое стоило 17 тысяч на наши, средняя же цена была 12 тысяч.

Справедливости ради, стоит отметить, что цены на продукты и непродовольственные товары, по крайней мере с апреля этого года, практически не изменились. Изменилась покупательская способность наших зарплат. Еще весной с 30 долларами в кармане я чувствовала себя королевой в соседней стране, потому что это была небольшая сумма для меня, которую я могла с легкостью потратить без серьезного ущерба для семейного бюджета. Сейчас 30 долларов – огромные деньги, и я ощущала себя нищенкой, выпрашивающей скидки у продавцов и бродящей вдоль торговых рядов, беспрестанно повторяя: «у нас дешевле, у нас столько же стоит». Думаю, такое ощущение не у меня одной, ведь, как рассказали продавцы на рынке, с наступлением кризиса в нашей стране многие белорусы перестали ездить в Украину за покупками.

3

«У нас тоже такая ситуация с долларом была, но потом все как-то стабилизировалось. Будем надеяться, и у вас все наладится. Вы себе не представляете, как бы мы хотели, чтобы у вас доллар по 3 тысячи был. Клиенты из Беларуси тогда бы вернулись», – сказала одна из продавцов.

Дьюти-фри поднимет настроение 

Домой ехали в грустном молчании. У мужчин вообще настроение было – хуже некуда. Даже трехчасовое стояние на границе уже таких эмоций не вызывало. Чтобы как-то взбодриться, решили зайти в магазин дьюти-фри. И вот тут нас ждал настоящий праздник. «Я хочу здесь жить!» – воскликнул муж и, схватив корзинку, пошел к полкам. Действительно, цены завораживали. Утюг за 7 евро, блендер за 9. Что уж говорить о ценах на спиртное: бутылка хорошего вина стоит 2 евро, литровая ликера – меньше трех. Бытовую технику мы брать не рискнули – подруга, которая часто бывает за границей, сказала, что за покупку на таможне нужно будет платить, а вот спиртного к Новому году накупили всякого.

В общем, дьюти-фри поднял настроение, и дорога не казалась такой скучной. Дома мы были в половине двенадцатого ночи. Проезжая по ночному городу, я думала, что, кто бы что ни говорил, а учиться лучше на своих ошибках. И что за каждым негативным моментом обязательно будет позитивный. А еще порадовалась, что мы поехали в близкий Ковель, а не далекий Хмельницкий (почти 400 км от границы), и подумала – не такой уж плохой была эта поездка, и как только ситуация в нашей стране улучшится, мы сюда обязательно вернемся. Вопрос только, когда это будет.

Людмила Стецко

https://www.traditionrolex.com/8